«Роснефть» в два раза увеличит добычу на своем крупнейшем газовом проекте «Роспан»

Вместе с запуском Харампура это снизит риски от падения спроса на нефть, считают эксперты
В отличие от нефти экспортировать трубопроводный газ из России может только «Газпром»/ Пресс-служба «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ»

«Роснефть» в этом году намерена добыть на своем крупнейшем газовом проекте «Роспан» 14 млрд куб. м газа. Об этом сообщил в ходе телефонной конференции 14 мая директор департамента планирования, управления эффективностью и развития газового бизнеса компании Олег Иванов.

В перспективе «Роснефть» планирует добывать на «Роспане» более 21 млрд куб. м газа в год и свыше 5 млн т жидких углеводородов. По итогам 2020 г. компания добыла на «Роспане» 6,5 млрд куб. м газа. Ранее компания смещала запуск «Роспана», объясняя это действием сделки ОПЕК+. Но уже в прошлом году начала поставлять технический газ с проекта, а в I квартале 2021 г. – коммерческий газ.

При этом, по словам Иванова, в III квартале 2022 г. «Роснефть» планирует начать добычу газа на другом крупном газовом проекте – Харампурском месторождении в ЯНАО, запуск которого компания также ранее сдвигала. В перспективе этот проект может стать самым крупным газовым проектом «Роснефти» с добычей 25 млрд куб. м газа в год.

Что такое «Роспан» и Харампур

«Роспан» – один из ключевых газовых проектов «Роснефти» по разработке Восточно-Уренгойского, Ново-Уренгойского и Ресурсного лицензионных участков Уренгойского, Восточно-Уренгойского и Северо-Есетинского месторождений ЯНАО. «Роспан» объединяет несколько нефтегазовых месторождений с запасами по категории ВС1 + С2 в 975 млрд куб. м газа, 152 млн т газового конденсата и 46 млн т нефти. Компания «Роспан» досталась «Роснефти» от ТНК-ВР в марте 2013 г. Основным объектом разработки являются ачимовские залежи, сложность разработки которых заключается в их низкой естественной проницаемости и высоком пластовом давлении. Проект был запущен в 2020 г., коммерческие поставки начались в I квартале 2021 г.
Харампурское месторождение – совместный проект «Роснефти» и британской BP с долями 51 и 49% соответственно через ООО «Харампурнефтегаз». При выходе на проектную мощность добыча должна составить порядка 11 млрд куб. м газа с потенциалом дальнейшего роста до 25 млрд куб. м. Запасы месторождения оцениваются в 975 млрд куб. м газа и 78 млн т нефти по классификации АВ1 и В2. Более 80% запасов газа приходится на трудноизвлекаемые туронские залежи, на которые у «Роснефти» есть льгота по НДПИ в 79%.

Традиционным естественным ограничением для развития газовых проектов у нефтяных компаний в России является запрет на экспорт. В отличие от нефти экспортировать трубопроводный газ из России может только «Газпром». За это право газовая монополия обязана поставлять газ внутренним потребителям вне зависимости от их платежеспособности по регулируемым ценам. В то же время нефтяные компании – независимые производители газа (крупнейшие из них – это «Роснефть» и «Новатэк») имеют право самостоятельно регулировать цены на свою продукцию. Чаще всего они устанавливают стоимость газа на 5–10% ниже, чем «Газпром», и благодаря этому забирают самых платежеспособных и выгодных промышленных потребителей. При этом технические возможности по добыче газа в РФ существенно превышают внутреннее потребление, которое составляет порядка 440 млрд куб. м в год. В то же время суммарная годовая добыча газа «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка» составляет порядка 640 млрд куб. м.

По словам источника «Ведомостей» в экспертных кругах, при существенном росте добычи газа у «Роснефти» не будет проблем с его реализацией. «Сейчас независимые добывают столько, сколько хотят и могут технически, а «Газпром» закрывает остальные потребности на внутреннем рынке», – говорит он. К тому же «Роснефть» сможет направить газ с «Роспана» и Харампура на потребление своих аффилированных структур, для которых компания периодически закупает газ у «Газпрома», отмечает он. «Риска убытков от добычи газа точно нет. Стоимость добычи и транспорта газа ниже региональных цен, а доля «Газпрома» будет замещаться за счет роста добычи независимых», – полагает собеседник газеты.

В феврале первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро говорил, что компания планирует увеличить добычу газа и его долю в своем портфеле с 20% в 2020 г. до 25% к концу 2022 г. Он отмечал, что это произойдет за счет запуска «Роспана» и сеноманских залежей Харампурского месторождения. По итогам 2020 г. «Роснефть» добыла 51,7 млн т н. э. газа при общей добыче углеводородов в 256,2 млн т н. э.

Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко отмечает, что «Роснефть», как и многие другие мировые нефтегазовые компании, будет проявлять больший интерес именно к газовым проектам – это позволит снизить риски от возможного падения спроса на нефть в долгосрочной перспективе на фоне развития зеленой энергетики. Кроме того, развитие газового бизнеса, по его словам, позитивно сказывается на имидже: инвесторы охотнее вкладывают в компании, ориентированные на принципы ESG (environmental, social, governance – ответственное инвестирование), поскольку газ считается более экологичным видом топлива.

Изменение климатической повестки и необходимость использовать более чистое топливо делают газовые проекты привлекательными в долгосрочной перспективе, согласна аналитик по товарным рынкам «Открытие брокера» Оксана Лукичева. Она также напомнила, что и российскими властями сегодня ставится задача по снижению вредных выбросов и достижению климатических целей. Это также можно сделать за счет более активного использования газа, поэтому «Роснефть» и активизировала свои газовые проекты, полагает она. Эксперт не исключила, что одной из причин может быть намерение российских властей допустить к газовому экспорту и независимых производителей, о чем уже давно ходят слухи.