«Аэрофлот» разместит облигации на 25 млрд рублей
Деньги пойдут в том числе на погашение уже взятых кредитовКрупнейшая авиакомпания России «Аэрофлот» в четверг собрала заявки на выпуск пятилетних облигаций. Спрос на выпуск – 71 млрд руб., рассказал ее представитель. Итоговый объем размещения составит 24,65 млрд руб. – это максимально возможная сумма по программе биржевых облигаций «Аэрофлота», утвержденной в конце 2017 г. Финальный ориентир ставки первого купона установлен на уровне 8,35% годовых.
«Выпуск был встречен инвестиционным сообществом с большим интересом <...> Пятикратная переподписка также позволила одновременно со снижением ставки купона увеличить объем выпуска почти в 2 раза с изначально анонсированного в 15 млрд руб.», – сообщили в компании. Заявки со стороны банков, управляющих, инвестиционных и страховых компаний поступили на сумму более 68 млрд руб. Спрос со стороны инвесторов – физических лиц превысил 3 млрд руб., уточнили там.
«Последний раз «Аэрофлот» размещал облигации осенью 2013 г. на 5 млрд руб. сроком на три года и, как это ни парадоксально, почти с таким же, как и в текущей сделке, купоном в 8,3% годовых», – комментирует «Ведомостям» итоги сбора заявок гендиректор «Септем капитала» Денис Кучкин.
Объем нового выпуска «Аэрофлота» превышает сумму поддержки всей авиаотрасли в коронавирусный 2020 год. Тогда правительство выделило 46 авиакомпаниям 21 млрд руб. При этом по состоянию на конец марта запас наличности перевозчика составлял 78 млрд руб., а доступные кредитные линии – еще 143 млрд руб.
Как сообщал финдиректор «Аэрофлота» Андрей Чиханчин на звонке для инвесторов 1 июня, выпуск пятилетних бондов позволит накопить необходимую «подушку ликвидности» до полного открытия международного сегмента авиасообщения. Пока что правительство разрешило выполнять прямые регулярные авиарейсы в 43 страны, но «Аэрофлот» осуществляет еще и так называемые грузопассажирские рейсы во многие другие столицы мира.
«Главное, для чего мы размещаем облигации, – это то, что у нас должны быть денежные резервы на балансе на время, когда высокий летний сезон закончится и выручка от продажи билетов уменьшится. Еще одно важное соображение – рефинансирование краткосрочных кредитов. И конечно, нельзя не отметить рыночную конъюнктуру: прямо сейчас у нас есть хорошая возможность привлечь заемные средства при умеренной процентной ставке», – объяснял Чиханчин на звонке для инвесторов.
«Рынок внутренних перевозок начал восстанавливаться, и «Аэрофлот» воспользовался позитивными ожиданиями дальнейшего восстановления международного трафика и смог привлечь большой спрос инвесторов на свой риск. При этом, очевидно, частично подстраховавшись от возможного дальнейшего роста ставок на рынке. По итогам сделки (размещение облигаций. – «Ведомости») часть краткосрочного долга компании будет переведена в долгосрочный. Поэтому данная сделка – это чистое управление риском процентной ставки и ликвидностью», – говорит Кучкин из «Септем капитала».
Чистый долг группы «Аэрофлот» на I квартал 2021 г. вырос на 2,6% к концу 2020 г. до 675,4 млрд руб. Из этих денег на кредиты и займы приходится 88,6 млрд руб. Самая крупная статья долговой нагрузки – обязательства по арендным платежам – составляет 664 млрд руб. Кроме того, уже после отчетной даты – в апреле и мае – «Аэрофлот» получил кредиты от Сбербанка еще на 15 млрд руб. с погашением в июле 2025 г. и кредит от Совкомбанка на 1 млрд руб. до ноября 2022 г.
Аналитик «Атона» Михаил Ганелин добавляет, что привлеченные средства могут быть потрачены на что угодно. «Это могут быть оборотные средства, а может, их используют для погашения других кредитов, более дорогих. Они могут быть использованы с целью оптимизации кредитного портфеля, снижения его стоимости. Компания в этом году также ожидает поставок новых самолетов Airbus A350 и Airbus A320/321neo, т. е. нужны средства на арендные платежи, да и просто нужна ликвидность».