«Росатом» создаст цифровую платформу для навигации по Севморпути за 3 млрд рублей

Она позволит привлечь новых грузовладельцев и транспортные компании
Лев Федосеев / ТАСС

«Росатом» подготовил концепцию единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) для Севморпути (СМП). Она включает в себя общую архитектуру системы, определяет основных пользователей и поставщиков информации, сообщил «Ведомостям» замдиректора дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. Он добавил, что подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта – он обойдется в сумму порядка 2,9 млрд руб.

«Росатом», по словам Кулинко, уже вложил в разработку концепции и проработку интеграции с действующими системами госкорпорации более 50 млн руб. Еще столько же направлено на дальнейшее развитие автоматизированной системы управления штаба морских операций «Атомфлота» (входит в «Росатом»), которая будет являться частью ЕПЦС. К 2023 г. должна быть готова первая очередь цифровой платформы, а в 2024–2025 гг. ее введут в промышленную эксплуатацию.

Кулинко отметил, что доработать техническое задание и выбрать подрядчика для создания цифровой платформы планируется в течение ближайших 1–1,5 месяца. Также будет определен источник финансирования – средства федерального бюджета или госкорпорации.

Концепция «Росатома» предполагает создание единого цифрового пространства на СМП, которое позволит в режиме «одного окна» оказывать различные услуги (в том числе оформление разрешений на проход судов, мониторинг и диспетчеризацию, управление работой флота и проч.) грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам, портовым терминалам и другим участникам рынка морских перевозок. К платформе также планируется подключить федеральные органы исполнительной власти – подведомственный Минтрансу Росморречфлот, а также Морспасслужбу, Росгидромет, МЧС и ряд других, пояснил Кулинко.

Ключевой вопрос для реализации ЕПЦС – получение спутниковых данных. Сейчас российские спутники не могут отслеживать Арктический регион, поэтому прогнозировать ледовую обстановку, ветер и течение возможно, только опираясь на снимки спутников других стран, говорили ранее «Ведомостям» в «Росатоме».

В 2022–2023 гг. будут запущены космические аппараты «Кондор-ФКА» и «Обзор-Р» с радиолокационной аппаратурой, что позволит обеспечить в том числе наблюдение за акваторией Севморпути вне зависимости от погодных условий и освещенности (также в условиях полярной ночи) до 2028 г., заявили «Ведомостям» в пресс-службе «Роскосмоса».

Согласно концепции «Росатома», в рамках единой цифровой платформы будут собраны все виды информации: количество и расположение аварийно-спасательного флота, гидрографические данные, рекомендованные маршруты прохода по СМП, метеоданные, расположение судов, включая ледоколы. В результате пользователи получат «ледовый навигатор», позволяющий точно просчитать время в пути из точки А в точку Б. «Это сложная и амбициозная задача. Сейчас построить маршрут на 10 суток вперед и с точностью до нескольких часов просчитать время прибытия судна практически невозможно. Многие компании уже собственными силами пытаются решить эту задачу, но попытки, как мы видим, к успеху не привели», – говорит Кулинко. Поэтому госкорпорация рассматривает возможность привлечь к разработке такого навигатора несколько крупных компаний, а также ученых и разработчиков и делать это в составе консорциума.

Помимо навигационных данных госкорпорация хочет заложить в систему блок экологического мониторинга, который позволит получать объективную информацию о состоянии морской среды, говорит Кулинко.

По словам директора Центра стратегического развития компании «Ланит-интеграция» (входит в группу «Ланит») Павла Сварника, при разработке платформы подобного масштаба многое будет зависеть от федеральных органов власти и их подведомственных учреждений: «Не только с точки зрения возможностей IT, но и с организационной – успех проекта зависит от их качественной коммуникации».

С такой задачей, по оценкам Сварника, могут успешно справиться около пяти крупных российских IT-компаний.

Руководитель направления «Цифровые процессы» IT-компании КРОК Виктор Смирнов добавляет, что обычно решения такого класса реализуют «нишевые» компании, также привлекаются специализированные НИИ.

«Штаб морских операций «Атомфлота» должен выйти на уровень управления всем судоходством на Северном морском транспортном коридоре от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Хотя СМП и играет важную роль в арктическом судоходстве, но он лишь часть общей трассы морских грузоперевозок. А управлять частью пути без понимания общих задач невозможно», – говорит директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев.

Смирнов из КРОК отмечает, что аналоги цифровой системы, которую хочет создать «Росатом» для Севморпути, уже есть у крупных морских перевозчиков. Например, цифровая платформа для транспортных контейнерных перевозок есть у компании Maersk.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ЕПЦС позволит привлечь новых грузовладельцев и транспортные компании на СМП: «Учитывая, что риски прохода по Севморпути выше, чем по другим маршрутам, вопрос информационного обеспечения приобретает особую остроту. Причем эффективной представляется именно комплексная система, частью которой станет и экологический блок».

Как писали «Ведомости», к 2030 г. планируется наладить круглогодичную навигацию по СМП. Уже к 2024 г. объем перевозок грузов по Севморпути должен вырасти до 80 млн т с нынешних 33 млн, к 2030 г. – до 150 млн т. При этом навигация в восточном секторе СМП зимой сейчас невозможна без ледокольной проводки. Толщина льда там достигает 3 м. Поэтому для реализации проекта сегодня строится мощный ледокольный флот.

Создание ЕПЦС предусмотрено в едином плане реализации основ госполитики России в Арктике, плане развития инфраструктуры СМП до 2035  г. и инициативе «Круглогодичный Севморпуть», вошедшей в стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 г.