РЖД разрешили продать французского логистического оператора Gefco

Компания может заинтересовать международных инвесторов, считают эксперты
Автоконцерн PSA Peugeot Citroen является и совладельцем, и ключевым клиентом GEFCO / Vladimir Weiss / Bloomberg via Getty Images

Правительство РФ разрешило продать 75 млн акций французского логистического оператора Gefco, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Соответствующее распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано на портале правовой информации. В отчетности РЖД указано, что 75 млн акций – это все 75% акций Gefco, принадлежащие российской компании.

Согласно документу, продажа разрешается «путем совершения одной или нескольких сделок по цене не ниже рыночной». Определить цену должен будет независимый оценщик. Также признано утратившим силу распоряжение от 28 февраля 2019 г., которое позволяло РЖД реализовать в ходе IPO на бирже пакет не менее 25% плюс 1 акция Gefco, но не более 35% минус 1 акция.

Представитель РЖД не комментирует сроки продажи актива и то, может ли доля компании быть продана совместно с долей PSA Peugeot Citroen (владеет около 25% Gefco). Представитель Gefco сказал, что готовит официальный ответ. В PSA на момент сдачи номера на запрос не ответили.

РЖД купила 75% Gefco у PSA Peugeot Citroen в 2012 г. за 800 млн евро. PSA оставила себе 25% акций из-за стратегической важности деятельности Gefco для автомобилестроительного концерна. Прежний президент РЖД Владимир Якунин и профильные министерства мотивировали сделку планами развития логистического бизнеса монополии в рамках стратегии развития российских железных дорог.

Что такое Gefco

Компания основана в 1949 г. во Франции, офис в России открылся в 2003 г. в Москве. РЖД владеет 75% Gefco, остальные 25% у PSA Peugeot Citroen. Компания не владеет активами и является глобальным поставщиком логистических решений и услуг 3PL и 4PL. Gefco представлена более чем в 150 странах, входит в топ‑10 крупнейших логистических операторов в Европе и располагает 350 операционными площадками по всему миру.

Но уже с 2017  г. при новом руководстве РЖД начала рассматривать разные варианты реализации своей доли в Gefco. Тогда генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявил, что компания может оставить у себя просто контрольный пакет, при этом извлечь часть денег уже от увеличенной стоимости компании и направить их в другой, более эффективный бизнес. Бывший заместитель гендиректора РЖД Андрей Старков говорил, что компания прорабатывает варианты продажи части доли в Gefco, включая совместную реализацию с частью пакета PSA, а также IPO. Но решение тогда принято не было.

Весной 2018 г. французская Les Echos сообщила со ссылкой на свои источники, что PSA выставила на продажу свои 25% акций Gefco. По этим данным, PSA отталкивалась от оценки около $250 млн. В октябре 2018 г. уже Gefco заявила, что планирует IPO на 2019 г. на парижской бирже Euronext. Позже Gefco сообщила, что IPO отложено, хотя компания и акционеры «остаются приверженными этой идее в зависимости от рыночных условий и получения разрешений регулирующих органов».

В начале 2020 г. Старков сказал, что РЖД допускает вероятность выхода в правительство с инициативой продать долю в Gefco не в ходе IPO, а иным образом. В том числе рассматривалась возможность привлечения стратега для развития компании на новых рынках – в Китае и странах Персидского залива. В марте 2020 г. первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов говорил журналистам, что компания пока отказалась от идеи IPO Gefco в пользу других вариантов, потому что инвесторы разочаровались в рынке первичных размещений.

«Gefco в планах стояла в 2020 г. Мы не снимаем эту тему с повестки», – говорил Михайлов уже в феврале 2021 г., добавляя, что форма и размер пакета будут обсуждаться. При этом РЖД планировала продать акции Gefco только при хорошей конъюнктуре рынка. Михайлов отметил, что 2020 год был в начале не слишком удачный для Gefco. В годовом отчете РЖД за 2020 г. говорится, что на ухудшение показателей GEFCO повлияли закрытие заводов по производству автомобилей и комплектующих, в том числе принадлежащих основному клиенту – PSA, в связи с пандемией COVID-19, а также ограничительные меры на ключевых европейских рынках.

Михайлов добавил, что Gefco получила финансовую помощь французского правительства по аналогии, как РЖД получала от российского. По его словам, компания разработала хороший антикризисный план и очень достойно закончила второе полугодие, гораздо лучше, чем ожидалось. Выручка группы Gefco за 2020 г. составила 3,8 трлн евро, что ниже показателя 2019 г. на 20%. Чистая прибыль снизилась на 28% до 84,9 млн евро. Говоря о перспективах Gefco, Михайлов напомнил о слиянии Fiat Chrysler и Peugeot Citroen, в результате которого получился автогигант Stellantis. РЖД планировала изучить стратегию взаимодействия в этом направлении.

В июне 2021 г. Reuters со ссылкой на свои источники писало, что РЖД и Stellantis совместно выставляют на продажу всю Gefco. Теперь, как сообщили изданию «люди, близкие к этому вопросу», прогнозируемая цена продажи актива составит более 2 млрд евро. Банки JPMorgan и Rothschild занимаются этим процессом. Новостей о претендентах пока нет. Ожидается, что в этом году оборот Gefco достигнет 4,4 млрд евро, а EBITDA – 345 млн евро.

По словам генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, сейчас стоимость бизнеса Gefco составляет не менее 2,2 млрд евро, а цена пакета РЖД – не менее 1,65 млрд евро. «Новое распоряжение обеспечит РЖД существенно большую гибкость при проведении переговоров о продаже всего пакета или его части», – добавил он. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что в приобретении актива в первую очередь могут быть заинтересованы как отечественные и зарубежные транспортные компании, так и те, кто не имеет бизнеса в данной сфере. Также, по его мнению, нельзя полностью исключать то, что другой акционер купит этот пакет.