К концу года фрахт нефтеналивных танкеров резко подорожал

Эксперты осторожно надеются, что в 2022 году ставки закрепятся на высоком уровне
Юрий Смитюк / ТАСС

В октябре 2021 г. танкерный рынок начал восстанавливаться после почти годичной стагнации. По словам аналитика Sberbank CIB Георгия Иванина, в октябре и ноябре ставки танкерного фрахта начали расти и на данный момент уже восстановились до уровня $14 000 в сутки. Но это еще ниже среднего уровня за последние 10 лет ($19 000–20 000 в сутки). «В отличие от II и III кварталов, когда средние ставки составляли $7500 и $3300 в сутки, текущий уровень уже позволяет покрывать не только прямые операционные расходы, но и накладные, включая амортизацию судов, затраты на персонал, непосредственно не участвующий в перевозке, и проч.», – отметил Иванин. По его словам, в IV квартале танкерный рынок поддержали сезонные факторы и рост темпов утилизации судов.

Руководитель управления машиностроения, транспорта, материалов «ВТБ капитала» Елена Сахнова напоминает, что в IV квартале 2020 г. ставки фрахта падали до минимума в $5000 в сутки, затем в начале 2021 г. они выросли до $10 000 из-за холодной погоды и неблагоприятной ледовой обстановки в Балтийском море, но уже во II квартале вернулись на минимальные уровни. «Главным образом это было связано с ограничениями по добыче нефти ОПЕК+. Кроме того, в парк продолжали поступать новые танкеры, заказы на которые были размещены еще в 2019 г.», – говорит она. Иванин подтверждает, что, несмотря на то что в I квартале 2021 г. наблюдалось некоторое восстановление ставок, II и III кварталы 2021 г. прошли в негативной зоне.

В итоге в сентябре ставки на Aframax, которые составляют основную часть российского танкерного флота, опустились до исторически низких значений – около $3000 в сутки. Это более чем в 10 раз ниже, чем в первом полугодии 2020 г. ($32 000–40 000 в сутки), говорит Иванин. «Основная причина – сохраняющийся избыток предложения дедвейта на фоне низкого спроса на перевозку нефти, в том числе из-за соглашения ОПЕК+, а также ограничения работы предприятий по утилизации судов на металлолом из-за ковидных ограничений – в частности, в Индии», – поясняет он. В октябре ставка на Aframax поднялась до уровня $8800 в сутки.

Несмотря на положительную динамику ставок, компании – владельцы танкеров продолжают терпеть убытки. Бельгийская Euronav отчиталась за III квартал с убытком в $105,6 млн по сравнению с прибылью в $46,4 млн за тот же период 2020 г. Глава Euronav Хуго де Стууп в начале ноября отмечал, что III квартал был одним из самых сложных для рынка, но сейчас спрос на перевозки нефти восстанавливается благодаря улучшению спроса на нефть на фоне постковидного восстановления экономики, роста производства и экспорта нефти в рамках соглашения ОПЕК+. «Мы полагаем, что положительная траектория будет продолжаться на фоне роста предложения нефти и постепенного приближения к доковидным уровням потребления, а также устойчивых фундаментальных показателей танкерного рынка», – подчеркнул он.

Фрахт всплывает вслед за нефтью

В России в основном востребованы танкеры класса Aframax дедвейтом от 80 000 до 120 000 т. Государственный «Совкомфлот» владеет 104 судами, в том числе 52 класса Aframax (еще семь танкеров строятся). СКФ занимает 5-е место в мире по общему количеству танкеров, в сегменте Aframax лидирует. У «Роснефтефлота» (входит в «Роснефть») пять танкеров, из которых один – «Афрамакс».

Глава Euronav также отметил рост спроса на нефть в результате резкого скачка цен на СПГ. Этот рост продолжится в течение зимы и увеличит потребление нефти на 0,5–1 млн барр. в день, пояснил Стууп. Цены на газ в Европе начали расти еще с апреля 2021 г. 2 апреля фьючерсы на газ на нидерландском хабе TTF торговались по 19,17 евро за 1 МВт ч, а 6 октября котировки доходили до 161,5 евро за 1 МВт ч, что соответствует $1969,2 за 1000 куб. м. Ралли нефтяных цен идет с конца лета. По данным биржи ICE, 15 ноября январский фьючерс Brent стоил около $81 за 1 барр., 1 сентября – $70,5.

Менеджмент итальянской танкерной компании D’Amico International Shipping (DIS) считает неизбежным восстановление рынка после еще одного убыточного квартала. Некоторый оптимизм компания выразила после того, как отчиталась об убытке в $13,8 млн за III квартал по сравнению с убытком в $1,7 млн за июль – сентябрь 2020 г. «Эти результаты соответствуют крайне неблагоприятной конъюнктуре фрахтового рынка и низким ставкам, из-за которых выручка компании в тайм-чартерном эквиваленте упала до $131 млн за девять месяцев текущего года, что на 36% ниже аналогичного периода 2020 г.», – заявляла DIS.

Крупнейший в России владелец танкеров – «Совкомфлот» (СКФ) в отчетности по МСФО за III квартал 2021 г. указал выручку в тайм-чартерном эквиваленте в $269,8 млн, на 5,3% выше уровня II квартала. Скорректированная чистая прибыль СКФ в III квартале упала относительно II квартала на 21,4% до $28,4 млн.

Аналитики британской Clarkson Research в отчете отмечают, что, вероятнее всего, танкерный рынок в 2022 г. ожидает подъем, а спрос на суда увеличится на 5–6%, что поможет вернуть фрахтовые ставки к уровням 2019 г. Но, даже с учетом небольшого роста мирового флота, предложение судов на конец 2022 г. будет на 7% превышать уровень конца 2019 г., что в целом будет сдерживать положительную динамику рынка. Также, по мнению аналитиков, сохраняются риски влияния пандемии. «Потенциал быстрого роста ограничен и низкими объемами нефтяной торговли, которые по-прежнему ниже доковидных уровней», – отмечают в Clarkson Research.

По словам Иванина, ставки фрахта могут продолжить движение вверх и превысить уровень $16 000 в сутки в IV квартале 2021 г., а в 2022 г. – выйти на уровень $20 000 в сутки для Aframax, что сопоставимо с 10-летним средним уровнем. «В то же время, как показывает практика, предсказывать корректно ставки фрахта танкеров из-за их сверхвысокой волатильности – задача крайне непростая», – пояснил эксперт. Аналитики «ВТБ капитала» полагают, что восстановление ставок фрахта для Aframax положительно повлияет на российский рынок – в частности, на СКФ, половина бизнеса которого приходится на танкерные перевозки. Сахнова добавила, что вряд ли рост ставок будет таким же быстрым, каким он был в прошлом году, так как «по-прежнему не полностью восстановился спрос на перевозки нефти».

По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, рост фрахтовых ставок будет зависеть от ситуации на мировом рынке нефти в целом и на рынке ее перевозки, зимней погоды, уровня инфляции и роста расходов судоходных компаний. «В целом в 2022 г. они, скорее всего, будут выше, чем в 2021 г. Но также не исключены и периоды низких ставок», – резюмировал он.

Управление энергетической информации (EIA) министерства энергетики США прогнозирует, что добыча нефти полностью восстановится до уровней 2019 г. только во II квартале 2022 г. В зимний период цены на нефть могут продолжить рост на фоне подорожания газа, однако многое будет зависеть от погодного фактора, отметил аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Он добавил, что к концу 2022 г. следует ожидать восстановления спроса на допандемийном уровне – около 100 млн барр. в сутки. Полищук полагает, что в I квартале 2022 г. средняя цена нефти Brent составит около $75 за 1 барр., к IV кварталу она понизится до $70 за 1 барр.

«Ведомости» направили запросы в «Роснефть», «Роснефтефлот» и «Газпром нефть».