UC Rusal потребовались китайские партнеры для новых заводов

Необходимые инвестиции оцениваются компанией в $5–10 млрд
Китайским инвесторам может быть выгодно перенести часть производства в Россию из-за дешевизны российской электроэнергии/ Ilya Naymushin / Reuters

Крупнейший российский производитель алюминия UC Rusal ведет переговоры с компаниями из КНР о создании в России совместных предприятий по его переработке и производству дорогостоящей продукции высоких переделов. Об этом «Ведомостям» рассказал заместитель гендиректора UC Rusal Роман Андрюшин.

Он отказался назвать китайские компании, с которыми идут переговоры, сказав лишь, что это «крупные производители в основных отраслях переработки алюминия».

Крупнейшим производителем алюминия в КНР является Алюминиевая корпорация Китая (Aluminum Corporation of China Limited, Chalco), другие крупные игроки – Hongqiao Group, Xinfa Group, East Hope Group и State Power Investment Corp.

«Нашей задачей является увеличение переработки алюминия в РФ. Здесь нам нужны партнеры, и Китай может стать таким партнером», – пояснил Андрюшин. По его словам, сейчас UC Rusal производит около 4 млн т алюминия в год, при этом переработка металла в России составляет всего 1,2 млн т. Оставшиеся около 3 млн т экспортируются в необработанном виде (первичный алюминий, поставляемый в виде чушек, слитков, катанки). UC Rusal хотела бы перерабатывать поставляемый сегодня за рубеж объем алюминия, производя в РФ продукцию с более высокой добавленной стоимостью: прокат, автомобильные диски и т. д. Сегодня на глобальном рынке наблюдается дефицит проката с современными покрытиями, а также рост потребления в сегменте автокомплектующих из-за ужесточения требований по локализации продукции и потребительских товаров (посуда, декор и проч.), поясняет Андрюшин.

По его словам, потребность в инвестициях в новые мощности компания предварительно оценивает в $5–6 млрд в случае производства полуфабрикатов и более $10 млрд – в случае выпуска готовых алюминиевых изделий. В качестве площадок для размещения новых производств рассматривается особая экономическая зона «Красноярская технологическая долина», а также площадки остановленных неэффективных алюминиевых заводов UC Rusal в Сибири и европейской части России (в частности, Надвоицкого, Волгоградского и Богословского).

«Ведомости» отправили запросы в Минэкономразвития России и правительство Красноярского края.

Производимую продукцию планируется в основном экспортировать на рынки Европы, Америки и Азии, говорит топ-менеджер. Потребление алюминия также растет и в России. Согласно прогнозам UC Rusal, спрос на алюминиевую продукцию только в строительной отрасли в ближайшие 8–10 лет увеличится на 200 000–250 000 т в год.

По словам Андрюшина, китайским партнерам участие в подобном проекте может быть интересно также в свете ужесточения экологической повестки. По оценке UC Rusal, в ближайшие годы Китай останется крупнейшим в мире производителем первичного алюминия, сохранив производство на уровне 45 млн т в год, но в перспективе может стать дефицитным рынком.

В 2020 г. UC Rusal произвела 3,76 млн т алюминия. По данным компании, производство фольги и упаковки составило 103 000 т, вторичных сплавов – 25 300 т, колесных дисков – 2,14 млн шт. Выгоды расширения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, по словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, очевидны из-за более высокой маржинальности. Выпуск такой продукции также развивает технические компетенции бизнеса, что впоследствии может помочь основному акционеру компании En+ в получении синергии с машиностроительными предприятиями, добавляет он.

Аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева напоминает, что цель по наращиванию доли продукции с высокой добавленной стоимостью в портфеле продаж заложена в долгосрочных планах UC Rusal.

Китайским инвесторам может быть выгодно перенести часть производства в Россию из-за дешевизны российской электроэнергии, считает Гришунин. Перебои с электроэнергией и общий рост цен на нее в КНР могут стать хорошим стимулом для китайских инвестиций в российские производства, соглашается Лукичева. В сентябре – октябре в 20 из 23 провинций Китая из-за острого энергодефицита были введены ограничения на потребление энергии. Среди китайских компаний проектами по переработке алюминия в первую очередь могут заинтересоваться производители автокомпонентов, считает Гришунин. Причем как для поставок на российский рынок, так и для экспорта в ЕС.

Но выйти с объемом в 3 млн т в год на высококонкурентный рынок продукции из алюминия с высокой добавленной стоимостью UC Rusal будет трудно, полагает Гришунин. В случае удачи рост выручки может составить до 60%, показателя EBITDA – в 2–3 раза, подсчитал он. При этом самостоятельно такой проект компания не потянет: рост долговой нагрузки будет отрицательно влиять на ее кредитоспособность, считает Гришунин. Поэтому создание СП с китайцами, по его мнению, более предпочтительный вариант.

Чистая прибыль по МСФО UC Rusal за шесть месяцев 2021 г. составила $2,02 млрд, за аналогичный период 2020 г. компания показала убыток в $124 млн. Выручка UC Rusal в январе – июне 2021 г. составила $5,45 млрд против $4 млрд в первом полугодии 2020 г. (рост на 35,7%). Скорректированный показатель EBITDA в январе – июне составил $1,3 млрд против $219 млн годом ранее (рост в 6 раз). Чистый долг на конец первого полугодия 2021 г. составил $4,1 млрд, что на 26,3% меньше, чем на конец 2020 г. Выручка UC Rusal в 2020 г. снизилась на 11,8% до $8,6 млрд, скорректированный EBITDA – на 9,8% до $871 млн, чистая прибыль составила $759 млн (-20,9%).

Поставки готовой продукции могут идти в ЕС (в случае автокомпонентов) и в страны Азии и Ближнего Востока (в случае производства продукции широкого спроса – велосипедные рамы, радиаторы отопления, посуда, корпуса для электроники и проч.), указывает Гришунин. География экспорта отечественных алюминиевых полуфабрикатов и конечных изделий «по большому счету охватывает весь мир», поясняет сопредседатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. «Основными нашими партнерами являются европейские страны – это около трех четвертей всей экспортной продукции. Это помимо рынка СНГ», – уточняет она.

Гришунин добавляет, что в течение ближайших двух лет цена на необработанный алюминий на рынке должна снизиться и вернуться в диапазон $1700–2000/т. 17 ноября трехмесячные фьючерсы на этот металл на Лондонской бирже металлов стоили $2627 за 1 т​​ (11 октября стоимость алюминия обновила максимум, превысив $3000 за 1 т впервые с июля 2008 г.), котировки металла на Шанхайской бирже – $3073.