Авиакомпания S7 упрекнула аэропорты Вексельберга и Дерипаски в завышении тарифов

Владельцы авиаузлов Сочи и Самары после возврата инвестиций не снизили расценки
Несколько лет назад аэропортовое сообщество предлагало вынести инвестсоставляющую в тарифе на аэропортовое обслуживание в отдельный сбор/ Александр Кряжев / РИА Новости

Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines обвинила владельцев аэропортов в завышении стоимости обслуживания рейсов. «В 2021 г. темп роста [стоимости] аэропортовых услуг стал двузначным. По нашей оценке, на 15% выросла средняя стоимость обслуживания рейсов. Аэропорты должны работать над своей эффективностью, применять рыночные методы, чтобы не допускать такого роста», – заявил 9 декабря в ходе заседания комиссии РСПП по авиации заместитель гендиректора перевозчика Дмитрий Куделькин.

По оценкам опрошенных авиакомпаний, аэропортовые сборы составляют сегодня до 20–25% себестоимости авиарейса. Перевозчики платят операторам аэропортов за взлет-посадку, за авиабезопасность и услуги аэровокзала – эти тарифы регулирует ФАС. Есть и другие тарифы, размер которых аэропорты устанавливают сами, например предоставление автобуса для пассажиров, телетрап, доставка экипажа на борт, уборка самолета, доставка питания и др.

«Целый ряд аэропортов» не снижают ставки обслуживания даже после того, как их владельцы вернули себе инвестиции в реконструкцию терминалов, жаловался Куделькин. «Мы можем привести целый ряд примеров новых аэропортов, когда пять лет прошло, а тарифы почему-то не снизились. Так, аэропорт Самары открывался в 2014 г., до 2018–2019 гг. была рассчитана окупаемость, но снижения тарифов в 2019 г. не произошло. То же самое могу сказать про аэропорт Сочи, который наверняка окупился уже много раз. И про целый ряд других аэропортов», – сообщил Куделькин.

Сбор за взлет-посадку в аэропорту Самары (1,7 млн пассажиров в 2020 г.) составляет 410 руб. на 1 т максимальной взлетной массы (МВМ) самолета. В 2018 г. он составлял 376 руб. за 1 т МВМ, согласно прейскурантам на сайте. При этом в схожем по пассажиропотоку аэропорту Красноярска «Емельяново» (1,7 млн пассажиров) сбор за взлет-посадку еще больше – 447 руб. за 1 т МВМ, в Минводах (1,8 млн пассажиров) – 352 руб. В Сочи (6,5 млн пассажиров) сбор за взлет-посадку составляет 422 руб. за 1 т МВМ (архивных прейскурантов на сайте нет), в Новосибирске (4,5 млн человек) – 310 руб., в Симферополе (4,6 млн пассажиров) – 652 руб.

Аэропорт Самары и активы вокруг него (гостиница, стоянки, VIP-терминал) в 2011–2012 гг. скупали структуры группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Сегодня аэропорт входит в принадлежащий ему холдинг «Аэропорты регионов». В начале 2015 г. там был открыт новый терминал. В 2011 г. аэропорт обслужил 1,7 млн пассажиров, в 2019 г. – 3 млн. Аэропорт Сочи входит в другой крупный аэропортовый холдинг – «Аэродинамику» Олега Дерипаски (бывший «Базэл аэро»). Аэропорт был приобретен Дерипаской еще в 2006 г. за 5,5 млрд руб. В 2005 г. в нем было обслужено 1,2 млн пассажиров, а в 2020 г. – более 6,5 млн, сейчас он входит в пятерку крупнейших аэропортов страны.

По словам Куделькина из S7, одной из проблем является то, что ФАС закладывает пять лет на окупаемость по проектам реконструкции терминалов в методику расчета аэропортовых тарифов. «Это недопустимо мало. Считаем, что <...> срок окупаемости должен быть минимум 10 лет», – заявил он. Кроме этого в аэропортах наблюдаются бесконтрольный рост нерегулируемых тарифов и навязывание услуг пассажирам, следует из презентации S7, с которой ознакомились «Ведомости».

Но начальник управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева на заседании опровергла заявления Куделькина: «Из рассмотренных ФАС на сегодняшний день инвестпроектов [реконструкции аэропортов] ни один не был со сроком окупаемости менее 15 лет. Последний проект, который мы принимали, – это 22 года [срок окупаемости]. Ни о какой пятилетней окупаемости инвестиций в методике речи не идет». ФАС готова корректировать методику в случае необходимости после обсуждения с перевозчиками, заявила она.

Как пояснил «Ведомостям» представитель S7, речь идет об изменении пункта 8.2.2 приказа ФСТ от 31 октября 2014 г. № 238-т/2. Там указано, что если в аэропорту реализуется инвестпрограмма по развитию, то «сборы и тарифы там рассчитываются на долгосрочный период продолжительностью до пяти лет». По мнению S7 Airlines, это и означает, что закладывается окупаемость инвестиций за пять лет.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы холдингов «Аэропорты регионов», «Аэродинамика» и «Новапорт» (принадлежит Роману Троценко), в Минтранс и Росавиацию.

Тарифы повысили в этом году и московские аэропорты, но их тарифы не регулируются ФАС с 2015 г. Представитель «Шереметьево» сообщила «Ведомостям», что повышение в этом году по всем тарифам составило 3,7%. «Планируем в следующий раз повысить тарифные ставки с 1 января 2022 г. на нижний уровень текущей инфляции – на 7,4%», – добавили в «Шереметьево». В «Домодедово» тарифы повысили в 2021 г. примерно на 14%, уточнил представитель аэропорта. «Решение было направлено на поддержание высокого уровня сервиса и безопасности, обеспечение содержания аэровокзальной инфраструктуры, сохранение рабочих мест», – сказал он, уточнив, что эти тарифы все еще ниже сборов крупных региональных аэропортов.

Гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов также призвал инвесторов обсуждать с авиационной общественностью объемы вложений в реконструкцию и не строить «гигантских терминалов». «Уже сейчас эта тенденция является господствующей – люди хотят меньше находиться в аэропорту, меньше тратить денег, быстрее проходить предполетные процедуры и попадать в самолет <...> Мы можем остаться с не понятно зачем возведенными гигантскими сооружениями, в которых мы хотим пассажиру предоставить какие-то услуги, продать дорогие вещи, накормить их едой», – сказал Мартиросов.

Несколько лет назад аэропортовое сообщество предлагало вынести инвестсоставляющую в тарифе на аэропортовое обслуживание в отдельный сбор, который бы существовал на период инвестиций, напоминает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Ни правительство, ни авиакомпании эту инициативу не поддержали. Поэтому никаких оснований у оператора аэропорта снижать тариф после того, как пройдена точка окупаемости, нет», – считает эксперт. Пантелеев полагает, что акционер аэропорта Сочи неоднократно окупил вложения: «Сочи стал буквально золотым дном. Они выиграли несколько раз: по итогам 2014 г., когда начались санкции, и по итогам пандемии, когда закрылись международные рейсы». По аэропорту Самары таких данных об окупаемости вложений в открытых источниках нет.

Но, по словам Пантелеева, российские владельцы аэропортов и сами стремятся сокращать сроки окупаемости проектов из-за дорогих банковских кредитов.