«Почта России» запросила госсубсидии на беспилотники в размере 1,34 млрд рублей

Но доставка грузов по трассе М11 «Нева» будет убыточной для госкомпании
Компании, участвующие в запуске беспилотных грузовиков на трассе М11 «Нева», запросили субсидии из бюджета. Наибольшая сумма – 1,34 млрд руб. – потребовалась «Почте России»/ Евгений Разумный / Ведомости

«Почта России» запросила субсидии у государства на сумму 1,336 млрд руб. Об этом говорится в предложениях компании, рассмотренных рабочей группой при правительстве по проекту «Беспилотный логистический коридор» (БЛК). «Ведомости» ознакомились с этими предложениями.

«Старт беспилотных перевозок почты по М11 [Москва – Петербург] ожидается в 2024 г., а выход на окупаемость планируется в 2035 г. Для компенсации убытков от перехода на беспилотные грузовики в 2024–2034 гг. «Почте России» потребуется не менее 1,336 млрд руб. субсидий», – сообщил источник «Ведомостей», знакомый с предложением компании. Убытки вызваны ростом себестоимости при доставке беспилотниками. Такие грузовики стоят дороже, а сэкономить на оплате труда пока не получится, поясняют «Ведомостям» аргументацию «Почты» источники в транспортных компаниях.

Представитель «Почты России» не отрицает объем запрошенных субсидий. «Этот вопрос обсуждается, и нельзя однозначно сказать, что это субсидии в адрес «Почты России». В первую очередь, на наш взгляд, это меры поддержки производителей и разработчиков технологии транспорта и инфраструктуры для беспилотников», – сообщил он. Компания будет использовать беспилотный автотранспорт для перевозки почтовых грузов, у нее нет планов «компенсировать издержки за счет клиентов», добавил собеседник.

По планам «Почты России», с которыми ознакомились «Ведомости», автопарк компании в 2024 г. пополнится 25 беспилотными грузовиками, к 2035 г. он расширится до 66 таких машин. «Почта России» рассматривает возможность закупки беспилотников «Камаз», Volvo, EvoCargo и др. Они будут курсировать между логистическими центрами компании в Москве и Петербурге, переключаясь в беспилотный режим на М11. В 2024 г. пробег беспилотников «Почты России» по БЛК составит 3,6 млн км, а к 2035 г. достигнет 12,3 млн км в год.

Доставку грузов по БЛК также запустят «Деловые линии», Globaltruck, Ozon, X5 Group и другие компании. Себестоимость доставки беспилотниками увеличивается у большинства перевозчиков на 8–18%, следует из оценок компаний, с которыми ознакомились «Ведомости». «Осуществление беспилотных перевозок по схеме «дверь – дверь», без перецепки на хабах рядом с трассой М11 на беспилотный грузовик, позволяет сэкономить на маршруте до 12%, но стоимость перевозки может утяжеляться неэффективными хвостами, которые существенно влияют на всю экономику проекта БЛК», – пояснил «Ведомостям» представитель X5 Group.

Большинство участников БЛК рассчитывают на господдержку, следует из предложений компаний. Globaltruck запросила 40 млн руб. на доработку IT-системы и 8,8 млн руб. на закупку беспилотного грузовика. «Деловые линии» выступили за возмещение платы за проезд и пользование инфраструктурой БЛК из расчета 10 руб. за 1 км, а также за льготы на лизинг техники. X5 Group запросила 30 млн руб., которые необходимы в 2024 г. для компенсации стоимости перевозки семью беспилотными «Камазами». Это предварительный размер инвестиций, уточнил представитель X5 Group. Компания Ozon рекомендовала установить дифференцированный тариф на пользование инфраструктурой в зависимости от типа автомобиля – отдельные ставки для высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных машин. По мнению Ozon, следует фиксировать тариф БЛК с индексацией на величину инфляции ежегодно. Ozon планирует в 2024 г. запустить по БЛК доставку на 35 беспилотниках Volvo.

Запуская беспилотную доставку грузов, перевозчики несут дополнительные затраты – эти расходы предлагается компенсировать, чтобы «мотивировать к участию в проекте», рассказала «Ведомостям» участница рабочей группы при правительстве, исполнительный директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. «По итогам обсуждения сформулирован единый для всех подход к расчету размера субсидии: 10% от средней по рынку себестоимости перевозки на трассе М11, или около 6 руб. за 1 км пробега в беспилотном режиме. Это предложение передано в правительство», – сообщила Давыдова. Минпромторг выразил готовность субсидировать часть расходов на НИОКР на разработку высокоавтоматизированных транспортных средств, добавила она (в ведомстве комментариев не предоставили).

«Вопрос субсидий будет понятен после финализации бизнес-модели проекта. В текущем бюджете субсидий не предусмотрено. Если это станет необходимым условием для запуска беспилотного грузового движения, правительство рассмотрит вопрос», – сообщил собеседник «Ведомостей», близкий к правительству. Представители Минтранса и «Камаза» комментариев не предоставили.

Увеличение себестоимости доставки беспилотниками объясняется необходимостью присутствия бортинженера за рулем на этапе тестирования и высокой стоимостью оборудования для перевода автомобиля в беспилотный режим, поясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Среди предложений ритейлеров он поддерживает меры, предложенные Ozon: «Стоимость проезда по платным трассам и платежи системы «Платон» для беспилотников могут быть установлены по особой схеме, и это более логично, чем прямое субсидирование». Предложения частных компаний по БЛК выглядят интереснее, чем проект «Почты России», полагает Бурмистров. Возможно, «Почте России» следует подключиться к проекту на том этапе, когда технология будет понятна и отработана и не потребуется такой объем инвестиций, допускает аналитик. «Я не уверен, что «Почта России» должна за государственные деньги быть драйвером беспилотной доставки по М11, тем более что это так дорого обойдется государству и есть более экономически целесообразные предложения частных компаний», – заключает Бурмистров.