Нехватка микрочипов в автопроме обрушила цену на палладий до минимума с марта 2020 года
Цена может опуститься и ниже $1500 за унцию, считают экспертыЦена на палладий на мировом рынке снизилась до минимума более чем за полтора года. Как свидетельствуют данные товарной биржи Comex (США), 14 декабря мартовский фьючерс на палладий стоил $1580 за тройскую унцию. В последний раз такой уровень цен был в марте 2020 г.
Снижение цен на палладий началось в мае 2021 г. Тогда его котировки приближались к $3000 за унцию, с тех пор металл подешевел почти вдвое.
Падение котировок палладия объясняется снижением спроса на него. С начала года автоконцерны сокращают производство машин из-за проблем с микрочипами, а палладий используется как катализатор для дожигания вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Дефицит чипов возник в конце 2020 г. из-за нехватки мощностей для производства микросхем, пояснял ранее «Ведомостям» директор по маркетингу МЦСТ (разработчик процессора «Эльбрус») Константин Трушкин. По его словам, в пандемию коронавируса резко вырос спрос на компьютерную технику, а когда другие производства, включая автозаводы, начали выходить с карантина, у производителей чипов «возникла перегрузка».
Основная причина падения цен – недостаток чипов во втором полугодии 2021 г. и, как следствие, снижение производства автомобилей с ДВС, говорит руководитель отдела металлургической и горнодобывающей промышленности «ВТБ капитала» Дмитрий Глушаков. На долю автопрома приходится более 80% потребления палладия в мире, что делает отрасль ключевым драйвером изменения цен на металл, поясняет управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов. В 2021 г. дефицит микрочипов привел к масштабной переоценке спроса на палладий, соглашается он. Из-за проблем с микроэлектроникой мировой рынок не получит около 8 млн автомобилей, в результате мировое производство превысит уровень 2020 г. на 3%, но будет на 13% меньше показателя 2019 г., говорит аналитик.
Производители по всему миру не смогут выпустить в этом году 7–9 млн легковых автомобилей, подсчитали в августе аналитики BCG. В первом полугодии 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 4 млн новых автомобилей. Во второй половине года, по прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых автомобилей.
Текущее снижение цены также можно связать с тем, что Toyota продлила сроки остановки предприятий в Японии из-за проблем с комплектующими из Юго-Восточной Азии, отмечает Каримов. Сбои поставок обусловлены ростом заболеваемости COVID-19, поясняет он. Продление сроков остановки приведет к сокращению производства на заводах компании на 14 000 единиц в декабре 2021 г. При этом нельзя исключать, что аналогичные проблемы коснутся и других автопроизводителей в регионе, что приведет к дополнительному снижению спроса на палладий, указывает эксперт. Со стороны предложения палладия существенного снижения не ожидается, отмечает Каримов: небольшую коррекцию планов в отношении добычи в 2022–2024 гг. представила Anglo American, но этого недостаточно, чтобы нивелировать риски сокращения спроса.
В 2022 г. дефицит чипов продолжит негативно сказываться на автопроме, полагает Каримов. По прогнозу «Норникеля» (крупнейший в мире производитель палладия), проблема нехватки микросхем должна решиться во втором полугодии 2022 г., но автомобильное производство в мире вернется к допандемийным уровням не ранее 2023 г.
Согласно ноябрьскому обзору «Норникеля», в 2022 г. на рынке ожидается дефицит металла на уровне 300 000 унций. В 2021 г. компания оценивает дефицит палладия в 200 000 унций. Нехватку металла компания объясняет недостаточными инвестициями южноафриканских производителей в добычу. На сентимент инвесторов влияют слабая статистика продаж автомобилей в ноябре и неопределенность по дефициту полупроводников, заявил «Ведомостям» вице-президент, руководитель блока сбыта и коммерции «Норникеля» Антон Берлин. Запасы незавершенного производства, накопленные в 2020 г., перерабатываются с опережением, отметил он. Берлин также добавил, что в конце финансового года компании при избытке металла могут принимать решение о продаже с дальнейшей покупкой в январе для оптимизации отчетности. Проблема с дефицитом чипов в автопроме будет нормализовываться во втором полугодии 2022 г., а значит, закупки металла должны начаться уже в конце I квартала, заключил он.
Теоретически падение цены на палладий может продолжиться в краткосрочной перспективе на опасениях инвесторов по поводу восстановления мировой экономики, отмечает Глушаков. Если спрос на палладий остается низким, то цены могут опуститься ниже $1500 за унцию, полагает аналитик. В этих условиях цена будет определяться себестоимостью самых высокозатратных проектов в Южной Африке, говорит эксперт. Они остаются прибыльными даже при текущих ценах на палладий, а поэтому потенциал снижения цены еще есть.
При предположении о существенном сокращении спроса на палладий, которое обеспечит формирование профицита на рынке, справедливая цена на металл будет обуславливаться уровнями AISC (All-in-sustaining-costs, совокупные затраты на поддержание производства), говорит Каримов. По его оценке, при текущем уровне AISC котировки металла могут устремиться к $1200–1400 за унцию (в последний раз такой уровень цен был в 2019 г. – «Ведомости»). Но для реализации этого сценария на рынке должен утвердиться тезис о профиците. Пока этого не произошло, цены могут оставаться вблизи текущих уровней в надежде на восстановление спроса, указывает аналитик. Если участники рынка будут ожидать дефицита, то цена может восстановиться до $1900 за унцию уже в 2022 г., считает Каримов.
По оценке «Открытие Research», рынок палладия в 2022 г. и далее в целом будет оставаться сбалансированным, что обеспечит высокий уровень волатильности котировок, но также окажет поддержку металлу, добавляет он. По оценке «ВТБ капитала», ситуация с поставками чипов улучшится к концу 2021 г., что должно положительно повлиять на производство автомобилей и, как следствие, на спрос на палладий. «В течение 2022 г. мы ждем, что рынок палладия вернется к дефициту, что приведет к восстановлению цены до $2400 за унцию», – отметил Глушаков.