Нехватка микрочипов в автопроме обрушила цену на палладий до минимума с марта 2020 года

Цена может опуститься и ниже $1500 за унцию, считают эксперты
Ilya Naymushin / Reuters

Цена на палладий на мировом рынке снизилась до минимума более чем за полтора года. Как свидетельствуют данные товарной биржи Comex (США), 14 декабря мартовский фьючерс на палладий стоил $1580 за тройскую унцию. В последний раз такой уровень цен был в марте 2020 г.

Снижение цен на палладий началось в мае 2021 г. Тогда его котировки приближались к $3000 за унцию, с тех пор металл подешевел почти вдвое.

Падение котировок палладия объясняется снижением спроса на него. С начала года автоконцерны сокращают производство машин из-за проблем с микрочипами, а палладий используется как катализатор для дожигания вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Дефицит чипов возник в конце 2020 г. из-за нехватки мощностей для производства микросхем, пояснял ранее «Ведомостям» директор по маркетингу МЦСТ (разработчик процессора «Эльбрус») Константин Трушкин. По его словам, в пандемию коронавируса резко вырос спрос на компьютерную технику, а когда другие производства, включая автозаводы, начали выходить с карантина, у производителей чипов «возникла перегрузка».

Основная причина падения цен – недостаток чипов во втором полугодии 2021 г. и, как следствие, снижение производства автомобилей с ДВС, говорит руководитель отдела металлургической и горнодобывающей промышленности «ВТБ капитала» Дмитрий Глушаков. На долю автопрома приходится более 80% потребления палладия в мире, что делает отрасль ключевым драйвером изменения цен на металл, поясняет управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов. В 2021 г. дефицит микрочипов привел к масштабной переоценке спроса на палладий, соглашается он. Из-за проблем с микроэлектроникой мировой рынок не получит около 8 млн автомобилей, в результате мировое производство превысит уровень 2020 г. на 3%, но будет на 13% меньше показателя 2019 г., говорит аналитик.

Производители по всему миру не смогут выпустить в этом году 7–9 млн легковых автомобилей, подсчитали в августе аналитики BCG. В первом полугодии 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 4 млн новых автомобилей. Во второй половине года, по прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых автомобилей.

Текущее снижение цены также можно связать с тем, что Toyota продлила сроки остановки предприятий в Японии из-за проблем с комплектующими из Юго-Восточной Азии, отмечает Каримов. Сбои поставок обусловлены ростом заболеваемости COVID-19, поясняет он. Продление сроков остановки приведет к сокращению производства на заводах компании на 14 000 единиц в декабре 2021 г. При этом нельзя исключать, что аналогичные проблемы коснутся и других автопроизводителей в регионе, что приведет к дополнительному снижению спроса на палладий, указывает эксперт. Со стороны предложения палладия существенного снижения не ожидается, отмечает Каримов: небольшую коррекцию планов в отношении добычи в 2022–2024 гг. представила Anglo American, но этого недостаточно, чтобы нивелировать риски сокращения спроса.

В 2022 г. дефицит чипов продолжит негативно сказываться на автопроме, полагает Каримов. По прогнозу «Норникеля» (крупнейший в мире производитель палладия), проблема нехватки микросхем должна решиться во втором полугодии 2022 г., но автомобильное производство в мире вернется к допандемийным уровням не ранее 2023 г.

Согласно ноябрьскому обзору «Норникеля», в 2022 г. на рынке ожидается дефицит металла на уровне 300 000 унций. В 2021 г. компания оценивает дефицит палладия в 200 000 унций. Нехватку металла компания объясняет недостаточными инвестициями южноафриканских производителей в добычу. На сентимент инвесторов влияют слабая статистика продаж автомобилей в ноябре и неопределенность по дефициту полупроводников, заявил «Ведомостям» вице-президент, руководитель блока сбыта и коммерции «Норникеля» Антон Берлин. Запасы незавершенного производства, накопленные в 2020 г., перерабатываются с опережением, отметил он. Берлин также добавил, что в конце финансового года компании при избытке металла могут принимать решение о продаже с дальнейшей покупкой в январе для оптимизации отчетности. Проблема с дефицитом чипов в автопроме будет нормализовываться во втором полугодии 2022 г., а значит, закупки металла должны начаться уже в конце I квартала, заключил он.

Теоретически падение цены на палладий может продолжиться в краткосрочной перспективе на опасениях инвесторов по поводу восстановления мировой экономики, отмечает Глушаков. Если спрос на палладий остается низким, то цены могут опуститься ниже $1500 за унцию, полагает аналитик. В этих условиях цена будет определяться себестоимостью самых высокозатратных проектов в Южной Африке, говорит эксперт. Они остаются прибыльными даже при текущих ценах на палладий, а поэтому потенциал снижения цены еще есть.

При предположении о существенном сокращении спроса на палладий, которое обеспечит формирование профицита на рынке, справедливая цена на металл будет обуславливаться уровнями AISC (All-in-sustaining-costs, совокупные затраты на поддержание производства), говорит Каримов. По его оценке, при текущем уровне AISC котировки металла могут устремиться к $1200–1400 за унцию (в последний раз такой уровень цен был в 2019 г. – «Ведомости»). Но для реализации этого сценария на рынке должен утвердиться тезис о профиците. Пока этого не произошло, цены могут оставаться вблизи текущих уровней в надежде на восстановление спроса, указывает аналитик. Если участники рынка будут ожидать дефицита, то цена может восстановиться до $1900 за унцию уже в 2022 г., считает Каримов.

По оценке «Открытие Research», рынок палладия в 2022 г. и далее в целом будет оставаться сбалансированным, что обеспечит высокий уровень волатильности котировок, но также окажет поддержку металлу, добавляет он. По оценке «ВТБ капитала», ситуация с поставками чипов улучшится к концу 2021 г., что должно положительно повлиять на производство автомобилей и, как следствие, на спрос на палладий. «В течение 2022 г. мы ждем, что рынок палладия вернется к дефициту, что приведет к восстановлению цены до $2400 за унцию», – отметил Глушаков.