Крупный бизнес предложил не вводить квоты на выбросы парниковых газов

Промышленность против декарбонизации за пределами Сахалина
Сахалин – изолированная территория с относительно небольшим населением, в других регионах эффекты эксперимента могут быть совсем иные/ Юрий Смитюк / ТАСС

Бизнес резко раскритиковал правительственный законопроект о проведении в России эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП; лобби крупного бизнеса) предложил доработать документ, письмо с критикой проекта глава РСПП Александр Шохин направил помощнику президента РФ – начальнику государственно-правового управления президента Ларисе Брычевой (копия письма есть у «Ведомостей»). Аналогичный отзыв будет направлен в профильный комитет Госдумы по экологии, сказал «Ведомостям» представитель РСПП.

Законопроект был одобрен комитетом и принят Госдумой в первом чтении 21 декабря. Сроки эксперимента – с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2028 г. Первым регионом станет Сахалинская область, где уже принята программа декарбонизации («Ведомости» подробно писали об этих планах 14 декабря). Затем требования могут распространить на другие регионы, список которых пока не определен.

Согласно законопроекту организации в зоне эксперимента будут представлять отчеты по эмиссии парниковых газов, для них введут квоты на выбросы, за их превышение придется платить. Плату будут устанавливать на базе среднемировой цены на выбросы ($2 за 1 т эквивалента СО2) и средней цены квоты в системе торговли квотами ЕС (25 евро за 1 т эквивалента СО2). Также планируется создание регионального рынка углеродных единиц и единиц превышения квоты.

Но РСПП предложил вообще отказаться от квот на выбросы и платы за их превышение. Кроме того, лобби предложило пока не подключать к эксперименту другие регионы – пока не будут получены «объективные положительные результаты» по Сахалину (т. е. после 2025 г. – «Ведомости»). РСПП также опасается, что проведение эксперимента приведет к росту цен на энергоресурсы на 40–60%, и просит налоговых льгот для бизнеса.

Представитель РСПП пояснил «Ведомостям», что изначально разработчики законопроекта предлагали провести эксперимент на Сахалине, а механизм и условия включения других регионов в пояснительных материалах не описаны.

В области уже сейчас минимальная разница между объемами эмиссии и поглощения парниковых газов. А в других регионах достичь углеродной нейтральности без существенного увеличения финансовой нагрузки на бизнес вряд ли получится, говорит собеседник. Из климатической программы Сахалина до 2025 г. также следует, что регион в 2018 г. уже входил в пятерку наиболее успешных российских регионов по показателю энергоемкости ВРП, уступая только Москве.

Шохин в письме указывает на различия регионов, в том числе по выбросам: «Высокий уровень выбросов одного региона может быть компенсирован высоким уровнем абсорбции на территории другого». В качестве примера он приводит субъекты РФ с концентрацией предприятий металлургии и ТЭКа и регионы «рекреационной направленности».

Квотирование выбросов, пишет он, может снизить экспортную конкурентоспособность предприятий на территориях эксперимента, а также сократить их инвестпрограммы, в том числе в энергетике и ЖКХ. Шохин упоминает и о рисках роста цен на энергоресурсы для населения и промышленности (рост тарифов ЖКХ ограничен темпами инфляции, выпадающие доходы поставщиков ресурсов перекладываются в цены для бизнеса. – «Ведомости»). Глава РСПП видит риск ухода компаний из регионов эксперимента туда, где выбросы не регулируются.

Целью эксперимента должно быть проведение климатических проектов, введение отчетности по выбросам и отработка использования углеродных единиц, считает РСПП. Также предлагается внести в проект возможность приобретения сертифицированных/верифицированных сокращений выбросов за пределами Сахалина и исключить из эксперимента ряд предприятий сферы газификации, низкоуглеродного производства водорода и др.

Наконец, в письме Шохина упомянуты и налоговые льготы, которых хочет промышленность в регионах эксперимента. Это инвестиционный вычет по налогу на добычу полезных ископаемых и повышающие коэффициенты к норме амортизации при исчислении налога на прибыль.

Вице-президент «Русатом оверсиз» (входит в «Росатом», который планирует производить на Сахалине водород) Антон Москвин сообщил «Ведомостям», что для реализации проекта голубого водорода рассматривается возможность организации на Сахалине территории опережающего развития, которая позволит получить специальные налоговые условия, а также льготы по доступу к региональной инфраструктуре. Представитель «Трансмашхолдинга» (с РЖД и «Росатомом» реализует на Сахалине проект поездов на водороде) сообщил, что для успешной реализации проекта необходимы действия всех участников, включая поддержку ФОИВов. В пресс-службе правительства Сахалинской области не ответили на запрос.

Представитель комитета Госдумы по экологии сообщил «Ведомостям», что представители РСПП дают замечания, которые будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, запланирован ряд рабочих встреч. Во втором чтении законопроект будет рассмотрен уже в 2022 г., в весеннюю сессию (с 10 января по 31 июля 2022 г. – «Ведомости»), отметил собеседник.

Заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов через представителя сообщил «Ведомостям», что Минэкономразвития рассмотрело замечания РСПП и дало «мотивированные комментарии с обоснованием, почему их позиция не может быть учтена». Он отметил, что квотирование выбросов и взимание платы за превышение квот являются ключевыми моментами эксперимента. Торосов подчеркнул, что это более мягкое регулирование по сравнению с другими странами, где производители платят за сами квоты. Квоты на Сахалине будут бесплатные, плата будет взиматься только за их превышение, сказал он.

Чиновник добавил, что цель эксперимента – достижение углеродной нейтральности на Сахалине до конца 2025 г. – соответствует заявлениям президента РФ и согласована регионом. Социально-экономические факторы учитываются в финансовой модели проведения эксперимента, считает он. Торосов отметил, что, если ограничиваться только Сахалинской областью, это будет несправедливо по отношению к другим регионам. По его словам, вхождением в эксперимент интересуются Калининградская и Иркутская области, Башкирия, Хабаровский край.

Купля-продажа углеродных единиц и единиц выполнения квот не ограничивается каким-то одним регионом, пояснил чиновник. Включение в эксперимент компаний будет осуществляться регионом, а дифференцированный подход может быть предусмотрен в методике определения размера квот (или в правилах исчисления платы за них), добавил Торосов.

Россия приняла на себя международные обязательства и готовится преодолевать углеродный налог ЕС, поэтому эксперимент следовало бы расширить еще на несколько регионов, говорит руководитель практики оказания услуг компаниям энергетики PwC в России Дмитрий Стапран. Это создало бы конкуренцию идей и позволило бы избежать выводов в масштабах страны на базе анализа усилий единственного региона, считает он. Сахалин – изолированная территория с относительно небольшим населением, в других регионах эффекты эксперимента могут быть совсем иные, добавляет руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков.

Если убрать из эксперимента квотирование, непонятно, зачем тогда в России вообще нужно климатическое регулирование, говорит Горчаков. Можно было бы ввести и прямое налогообложение выбросов, но это еще более жесткое для бизнеса решение, указывает он. Стапран отмечает, что ЕС использует квотирование, но постепенно уходит от него в сторону рыночных механизмов торговли квотами. По его словам, такие механизмы более современны, эффективны и дают компаниям четкие ценовые сигналы.

Риски повышения цен на энергоресурсы есть, соглашается с РСПП Горчаков. Очевидный риск – рост издержек бизнеса на декарбонизацию (переход на другие виды топлива, строительство уловителей СО2 и т. д.), поясняет он. Но социально-экономические эффекты будут разными для регионов, считает эксперт. Например, проиграть может угледобывающий Кузбасс, а для крупнейших регионов европейской части России эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными.

Энергопереход не бесплатное мероприятие, он может привести к росту издержек и должен стимулировать компании к более эффективному использованию ресурсов, соглашается старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Исключение из эксперимента отдельных компаний и возможность покупать сертификаты за пределами региона делают подход более формальным, считает он.