S7 Airlines и дальневосточная «Аврора» заключили код-шеринговое соглашение

Компании попытаются расширить маршрутные сети за счет друг друга
Код-шеринг подразумевает, что партнеры могут продавать билеты на рейсы друг друга/ Наталья Селиверстова / РИА Новости

Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines, принадлежащая Владиславу Филеву и его дочерям Марии и Татьяне, и дальневосточная «Аврора» (владелец – правительство Сахалинской области) заключили код-шеринговое соглашение. Соглашение вступило в силу с 7 декабря и действует до конца 2026 г., следует из текста соглашения, с которым ознакомились «Ведомости».

Заместитель директора по развитию «Авроры» Валерий Крипа сообщил «Ведомостям», что код-шеринг компаний действительно прорабатывался, более подробные комментарии представитель «Авроры» обещал предоставить позднее. Представитель S7 не ответил на запрос «Ведомостей». При этом, как следует из системы бронирования S7, компания уже начала продавать билеты на рейсы «Авроры», причем по тем же ценам, что и «Аврора». Например, рейс Хабаровск – Оха (на севере острова Сахалин) на 2 февраля обойдется в 5840 руб. в одну сторону, Южно-Сахалинск – Комсомольск-на-Амуре на конец декабря – в 4635 руб.

Код-шеринг подразумевает, что партнеры могут продавать билеты на рейсы друг друга. В этом случае одна из компаний является фактическим оператором рейса, другая – маркетинговым партнером. От партнерства выигрывает и пассажир, который при покупке билета сразу видит удобные стыковки на одном сайте.

С каждого рейса маркетинговый партнер будет получать 5% – это код-шеринговая комиссия, следует из текста соглашения. В зимнем расписании, до 26 марта 2022 г., код-шеринг будет распространяться на 20 рейсов S7 и на 78 рейсов «Авроры», включая рейсы «обратно». Под действие соглашения попали рейсы S7 из Красноярска в Москву, в Ош (Киргизия) и в Бангкок, из Благовещенска в Новосибирск, из Владивостока в Бангкок, Ош, на Пхукет (Таиланд), в Фергану, из Хабаровска в Бангкок. «Аврора» по код-шерингу с S7 будет выполнять, в частности, рейсы из Хабаровска в Благовещенск, Тынду, Якутск и Нерюнгри, из Южно-Сахалинска в Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск, из Владивостока в Улан-Удэ, из Петропавловска-Камчатского в Анадырь, из Благовещенска в Комсомольск-на-Амуре и др. На местных маршрутах «Аврора» эксплуатирует турбовинтовые Bombardier Q400 (на 70 мест), на межрегиональных – Airbus A319 (на 128 мест).

Код-шеринг создаст для перевозчиков дополнительный источник дохода и поможет нарастить пассажиропоток за счет удобных стыковок. В отличие от серых стыковок, которые пассажиры формируют сами, приобретая два разных билета, теперь билет можно будет купить сразу на два перелета с пересадкой, поясняет директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «У каждой авиакомпании есть и свои уникальные направления, и своя специфика. У S7 – Средняя Азия и несколько курортных направлений, у «Авроры» – полеты между дальневосточными столицами и разлет по Приморью, Сахалину, Хабаровскому краю», – говорит эксперт.

Обеим компаниям нужно наращивать пассажиропоток. S7 Airlines борется за лидерство на российском рынке, конкурируя с государственным «Аэрофлотом», который пока лидирует. За 11 месяцев 2021 г. S7 перевезла 16,4 млн пассажиров, а «Аэрофлот» – 19,7 млн (на 19,6% больше). Во время пандемии в 2020 г. S7 удалось выйти на 1-е место по перевозкам как раз за счет своих региональных рейсов: программа полетов по регионам, в том числе из Новосибирска, Иркутска и Владивостока, была урезана не так сильно, как московская. В результате S7 год – с апреля 2020 г. по март 2021 г. – являлась крупнейшим перевозчиком страны.

«Аврора» тоже должна нарастить пассажиропоток по поручению президента Владимира Путина. Компания станет центром объединения других дальневосточных перевозчиков – КГУП «Хабаровские авиалинии», АО «Авиакомпания «Якутия», «Полярные авиалинии», «Чукотавиа» и «Камчатское авиапредприятие». Они передадут свои 25%-ные пакеты акций в «Аврору». Пассажиропоток объединенной дальневосточной авиакомпании к 2025 г. должен вырасти в 2 раза до 2,03 млн человек с 1,04 млн человек в 2019 г. За 11 месяцев этого года сама «Аврора» перевезла лишь 986 695 человек (16-е место среди российских авиакомпаний). S7 Airlines в 2020 г. получила чистый убыток по РСБУ в 5,2 млрд руб., выручка упала в 1,7 раза до 97,5 млрд. Убыток «Авроры» в 2020 г. – 464,6 млн руб., выручка снизилась на 34% до 14,4 млрд руб.

Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов называет альянс S7 и «Авроры» логичным: «Каждый в этой схеме получает то, что ему нужно: «Аврора» – доступ к континентальной сети и выход на международку, S7 – доступ к дальневосточным пассажирам». Эксперт уточнил, что партнерство оформлено именно сейчас, потому что теперь «Аврора» – независимый от других авиакомпаний перевозчик, а ранее, до декабря 2020 г., она входила в группу «Аэрофлот». По мнению Борисова, «Аврора» привлечет новых пассажиров на Дальнем Востоке за счет существенных госсубсидий.

Пантелеев затруднился оценить, каков будет прирост пассажиропотока от партнерства: другие факторы, прежде всего связанные с пандемией COVID-19, имеют гораздо большую силу. «Но даже дополнительные единицы пассажиров на рейс – это плюс в копилку эффективности бизнеса. Кроме того, перевозки на Дальнем Востоке активно развиваются, в том числе и с использованием механизмов господдержки», – сказал он.

Главный риск код-шеринга – это обеспечить качественную и комфортную стыковку, считает Пантелеев. «В городах маршрутной сети перевозчиков есть такие, где зимой нередки сложные метеоусловия, – отмечает эксперт. – Это чревато задержками рейсов и сбоями стыковок. Потребуется урегулировать все вопросы, чтобы, к примеру, пассажиры с билетами S7 Airlines, застрявшие в условном Шахтерске, могли получить необходимую поддержку».