Погрузка РЖД в 2021 году превысила доковидный уровень
Но рост спроса натолкнулся на проблемы на стыке портов и железной дорогиПо данным РЖД, погрузка на сети по итогам 2021 г. составила 1282,9 млн т, что на 3,2% больше, чем годом ранее. Этот показатель незначительно выше и доковидных значений 2019 г., когда он составил 1278,1 млн т.
Драйверами роста традиционно стали погрузка угля (371,7 млн т, +5,2% к 2020 г.), лома черных металлов (16,4 млн т, +14,4% к 2020 г.), удобрений (65 млн т, +3,6%) и контейнерных грузов. Пока итоговых данных по контейнерам нет, но за 11 месяцев 2021 г. их было перевезено на 12,2% больше – 5,92 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) во всех видах сообщения.
Годовая погрузка РЖД не достигла доковидных показателей по черным металлам (69,3 млн т, +4,3% к 2020 г., но в 2019 г. – 73,8 млн т), по нефти и нефтепродуктам (217,5 млн т, +4,2% к 2020 г. при погрузке в 2019 г. в 232 млн т), а также по лесным грузам (41,8 млн т, +2,7% к 2020 г. и 42 млн т в 2019 г.).
Крайне благоприятная ценовая конъюнктура сортовых товаров (прежде всего угля) привела к значимому росту экспортных отгрузок (рост около 6,2% по итогам 11 месяцев 2021 г. к уровню 2020 г.), отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Рост грузооборота контейнеров, по его словам, обусловлен, в частности, проблемами морской логистики. «Здесь нужно поблагодарить контейнеровоз Ever Given [перегородивший на шесть дней Суэцкий канал в марте 2021 г.] и «расторопность» властей Египта, сумевших выделить на решение глобальной проблемы целый экскаватор», – подчеркнул он.
Некоторое удивление у эксперта вызывает падение перевозок строительных грузов (126,6 млн т, -3,8% к 2021 г.). «Вероятно, что взлетевшие ценники на жилье и стройматериалы уже начали оказывать негативное влияние на динамику строительства, так как подорожавшая ипотека делает покупку жилья непозволительной роскошью для большей части населения», – отметил Гришунин.
В целом, по мнению экспертов, на фоне падения грузоперевозок в 2020 г. на 2,7% их рост в прошлом году был ожидаемым. Институт проблем естественных монополий еще в октябре прогнозировал, что погрузка в 2021 г. превысит доковидный уровень. Но, по словам президента национального центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, достигнутые показатели отстают от ожиданий рынка и монополии. РЖД в течение года придерживалась плана роста погрузки на 3,3%.
Гришунин согласен, что итоговые цифры могли бы быть и выше, но «карантинные ограничения с китайской стороны и традиционные логистические проблемы Восточного полигона [БАМ и Транссиб] не позволили реализовать весь потенциал». Иванкин добавил, что грузоотправители при изменении конъюнктуры на рынках пытаются использовать любое экономическое окно возможностей. «Железнодорожники пытались предлагать не только географические решения (переключать грузы с Восточного полигона), но и технологические – увеличение пропускной способности. Максимальный эффект такие решения показали на Транссибе», – пояснил эксперт. По его мнению, сложной остается ситуация на границах, а Китай так и не наладил стабильную работу, что приводило к потере погрузки РЖД.
Также, несмотря на положительную динамику по итогам 2021 г., в новом году монополия столкнулась с традиционными проблемами на стыке железной дороги и портов. Еще в конце 2021 г. РЖД сообщала о проблемах с выгрузкой нефтяных грузов. Из-за заторов холдинг вводил ограничения на погрузку в четырех портах. А в начале января РЖД пришлось ввести уже 17 ограничений на погрузку в адрес некоторых морских терминалов и припортовых нефтебаз из-за скопления поездов на фоне невыгрузки со стороны портов. На 9 января количество ограничений выросло до 30, сообщил «Ведомостям» представитель монополии. Ограничения касаются только нефтяных грузов и угля.
В первые дни года погрузка на сети РЖД в адрес портов выросла на 3,8%. Но средняя выгрузка составляет всего 58% от перерабатывающей способности морских терминалов, сообщала РЖД в соцсетях. «Где-то подвело перегрузочное оборудование, где-то оказались не готовы к работе со смерзшимся грузом, а где-то из-за задержек подхода флота переполнились складские емкости», – пояснила компания. Особенно сложная ситуация в портах Дальнего Востока, не дотягивают до норматива терминалы на Северо-Западе, а штормовой ветер помешал нормальной работе терминалов на Черном море, уточнила РЖД. Ограничения будут сниматься по мере нормализации ситуации и уменьшения количества вагонов в очередях на выгрузку, пояснил представитель монополии.
По словам Гришунина, проблемы с простоем вагонов в период зимних холодов традиционны, поэтому «есть надежда, что к концу февраля все нормализуется». «Есть вероятность того, что часть транзитного грузопотока из Китая в ЕС на фоне нестабильной ситуации в Казахстане выберет более северный маршрут, что позволит РЖД увеличить грузоперевозки», – добавил эксперт.
По мнению Иванкина, «постоянный пинг-понг» между портами и железнодорожниками не обеспечивает имеющийся спрос как в 2021-м, так и в 2022 г. «История проблемы имеет примеры положительного и эффективного взаимодействия. В наступившем году нужно ориентироваться именно на такие кейсы», – считает он.
В начале 2021 г. из-за тех же причин на припортовых станциях Дальневосточной железной дороги начали скапливаться «брошенные» поезда. После ряда совещаний представителей РЖД, портов и грузоотправителей был предложен ряд решений для нормализации ситуации, в частности приоритетная выгрузка долго простаивающих составов, а также увеличение скорости подъема отставленных от движения поездов.
Снижение загрузки может создавать определенные неудобства, но глобальной проблемы поставщикам нефтепродуктов это не создаст, отметил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Эксперт добавил, что значение сезонного фактора в последние годы выросло. «Очевидно, что в зимний сезон могут возникнуть логистические сложности. Но в последние несколько лет погода зимой крайне нестабильна, спрогнозировать ее изменения все сложнее и сложнее. Решить эту проблему могло бы увеличение отгрузочных мощностей, но это дополнительные траты», – отметил он. Фролов также предположил, что если текущая ситуация с отгрузкой будет усугубляться, то сильнее всего она повлияет на поставки мазута, так как он особенно чувствителен к условиям хранения и транспортировки.
Руководитель практики КПМГ по работе с компаниями нефтегазовой отрасли в России и СНГ Антон Усов полагает, что грузоотправители учитывают особенности погодного фактора, поэтому серьезного падения объемов отгрузки опасаться не следует.
В операторских компаниях, а также в крупнейших грузоотправителях угля, нефти и нефтепродуктов на вопросы «Ведомостей» не ответили.