Цены на никель выросли до максимума более чем за 10 лет
Котировки подстегивает рост спроса на электромобили и снижение запасов металлаСтоимость трехмесячного фьючерса на никель на Лондонской бирже металлов (LME) 12 января достигла $22 420 за 1 т, свидетельствуют данные торгов. Это максимум с начала августа 2011 г., когда цена составляла $22 505 за 1 т. Текущий пик стал результатом длительного ралли: цены на никель начали расти в апреле 2021 г., когда металл торговался на уровне $16 000 за 1 т. С 6 января 2022 г., когда тонна никеля стоила $20 480, начался новый рост, и с этого момента металл подорожал уже почти на 10%.
Рост стоимости никеля вызван растущим спросом на него, в частности при производстве электромобилей (никель используется в аккумуляторах), а также снижением запасов металла на основных биржевых площадках. По данным Refinitiv, запасы никеля на LME снижаются с конца апреля 2021 г., на 11 января они опустились до 99 462 т.
Текущий рост цен на никель вызван комбинацией факторов, признает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Это и оптимистичные ожидания по потреблению никеля в производстве батарей для электромобилей, и значительное снижение запасов никеля на LME и Шанхайской бирже, говорит он. Еще одним фактором является рост спроса и цен на нержавеющий прокат в Китае (при производстве используется никель). Никель сейчас в большей степени металл для производства нержавеющей стали, отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Цены на нее в Китае растут в преддверии летней Олимпиады 2022 г.
Управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов помимо низких запасов и роста спроса для производства аккумуляторов считает важным фактором роста цен развитие ситуации с омикрон-штаммом коронавируса. Дополнительным фактором может выступать возможное введение Индонезией новых экспортных пошлин на никелевую продукцию, добавляет он.
Спрос на никель подстегнул и подписанный 11 января контракт американской Tesla с Talon Metals на поставку 75 000 т никеля в течение шести лет. По прогнозу Международного энергетического агентства (Global EV Outlook 2021) количество электромобилей в мире к 2030 г. вырастет в базовом сценарии в 13 раз к уровню 2020 г. до 145 млн шт., а в сценарии устойчивого развития оно может достичь 230 млн шт. (рост в 20,5 раза).
Вице-президент – руководитель блока сбыта и коммерции «Норникеля» Антон Берлин заявил «Ведомостям», что, по оценке компании, ключевыми причинами роста цен на никель являются фундаментальные факторы: восстановление спроса со стороны традиционных сфер применения (производство нержавеющей стали и сплавов) и новых отраслей, таких как производство батарей для электромобилей.
На фоне роста спроса российский «Норникель», один из крупнейших производителей металла в мире, планирует увеличить производство в 2022 г. до 205 000–215 000 т, сообщала компания в презентации ко Дню инвестора в конце ноября 2021 г. В 2021 г. компания планировала выпустить 190 000–200 000 т никеля. Берлин пояснил «Ведомостям», что актуальную оценку итогов года компания представит 24 января. В декабре 2021 г. Минприроды сообщало о возможности возобновления добычи никеля на месторождениях «Южуралникеля» (входит в «Мечел»). Добыча была законсервирована в 2012 г. из-за низких цен. Представитель «Мечела» в декабре отмечал, что о сроках реализации проекта пока говорить рано, писал «Коммерсантъ».
По оценкам «Открытие Research», в 2022 г. котировки никеля будут значительно ниже текущих спотовых значений, говорит Каримов. Основным драйвером корректировки будет балансировка рынка и возможное формирование небольшого профицита на уровне 1,5–2% от уровня производства. По оценке Красноженова, в краткосрочной перспективе рост цен на никель может продолжиться. Текущий уровень цен лишь незначительно выше себестоимости маржинальных производителей ($18 000–19 000 за 1 т), поясняет он. В целом же Альфа-банк ожидает среднюю цену на 2022 г. примерно в $18 000 за 1 т. Существенного роста потребления никеля в секторе электромобилей, по мнению Красноженова, можно ожидать лишь на среднесрочном горизонте, в то время как производство нержавеющей стали в Китае может упасть уже в I квартале.
Низкие запасы никеля на биржах указывают на дефицит на рынке, сформировавшийся в 2021 г. в размере 80 000–100 000 т, говорит Каримов. На этой неделе запасы никеля на складах LME упали ниже 100 000 т, что на 62% ниже уровня апреля 2021 г., при этом около 50% объемов уже под заявками на истребование, добавляет Красноженов. Он говорит, что никель на складах LME классифицируется как премиальный и может быть использован для производства батарей. Каримов отмечает, что развитие рынка электромобилей будет стимулировать развитие новых проектов по производству никеля I класса для производства батарей, более дешевый никель II класса используется для нержавеющей стали.
Сейчас для производства электрокаров используется около 10% мирового производства никеля, отмечает Красноженов, но к концу десятилетия эта доля может достигнуть 35–40%. По оценке Каримова, сейчас она около 4–6% (для всего рынка батарей с учетом электроники, мопедов, самокатов и др. – около 6–8%). Но высокие темпы роста спроса в данном сегменте делают его критически важным для будущих цен, говорит эксперт. По оценкам «Открытие Research», спрос на никель для аккумуляторов электромобилей продолжит увеличиваться в среднесрочной и долгосрочной перспективе на 25–30% в год. Но сектор будет оставаться на 2-м месте после потребления металла для нержавеющей стали (здесь будет рост около 4% в год).
Доля никеля, потребляемого в секторе производства аккумуляторных батарей, по оценке «Норникеля», выросла с 6% в 2018 г. до 15% в 2021 г., т. е. более чем в 2 раза, замечает Берлин. Потребление никеля в секторе батарей к 2030 г., по прогнозу компании, вырастет в 4 раза и составит 30% от общего спроса. Рынок электромобилей в 2021 г. вырос в 2 раза, при этом основным центром роста был Китай, отметил топ-менеджер. В то же время предложение металла в 2021 г. и начале 2022 г. росло менее высокими темпами, говорит Берлин. Выпуск низкосортного никеля в Индонезии увеличился, но темпы роста были ниже ожидаемых, а производство высокосортного никеля в России, Китае, Канаде и Австралии в этот период стагнировало, заметил он, что и привело к нехватке металла на рынке.
В 2022 г. рынок никеля будет относительно сбалансирован, по оценке Берлина, но высока вероятность того, что ожидания по увеличению предложения могут вновь не оправдаться (как это было в 2021 г.). Есть риск повторного возникновения дефицита, считает он.
В подготовке статьи участвовала Елена Филимонова