«Газпром» в январе резко сократил объемы экспорта газа в ЕС

Европа предпочла опустошать свои хранилища и покупать СПГ, поясняют эксперты
Станислав Красильников / ТАСС

Объемы поставок газа в страны дальнего зарубежья в январе 2022 г. упали на 41,3%, или на 8 млрд куб. м к показателям января 2021 г., до 11,4 млрд куб. м, сообщил «Газпром» 1 февраля.

В статистику поставок в дальнее зарубежье «Газпром» традиционно включает данные по объемам, проданным в страны Евросоюза (ЕС), Турцию и Китай. Данные по поставкам в Турцию за январь компания не приводит. Но за период 1–15 января, как сообщал «Газпром» в середине месяца, они выросли незначительно (+0,3%).

«Растет экспорт газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» в рамках двустороннего долгосрочного контракта между «Газпромом» и CNPC», – сообщает компания, но январскую динамику также не приводит. За первые две недели на этом направлении наблюдался рост прокачки в 1,5 раза к тому же периоду 2021 г.

В январе экспорт российского трубопроводного газа в Болгарию вырос на 20,6%, в Боснию – на 12,9%, следует из сообщения компании. Таким образом, падение объемов произошло за счет других стран ЕС (данные по ним не приводятся). А объемы поставок трубопроводного газа из России вплотную приблизились к количеству потребленного в январе в ЕС сжиженного газа (СПГ). Как сообщил ТАСС, с СПГ-терминалов в газотранспортную систему Европы к 30 января с начала года поступило 11,12 млрд куб. м регазифицированного СПГ.

С 1 февраля, по данным Bloomberg, «Газпром» практически в полном объеме возобновил поставки газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины. По данным словацкого газотранспортного оператора Eustream на 18.00 мск, через пограничный пункт «Вельке-Капушаны» с Украины в Словакию было прокачано 79,9 млн куб. м газа. По условиям транзитного договора с Украиной, действующего до 2024 г., «Газпром» должен поставлять через ГТС страны около 40 млрд куб. м газа в год, или в среднем около 109 млн куб. м в сутки. В договоре закреплен принцип «качай или плати», т. е. даже при остановке поставок Киев будет получать деньги от российской компании.

На фоне возобновления поставок газа через Украину спотовые цены газа в Европе начали снижаться. По данным биржи ICE, 1 февраля стоимость мартовского фьючерса на голландском хабе TTF упала до $883 за 1000 куб. м. В январе они колебались в районе $ 1090–1130 за 1000 куб. м, а в декабре достигали абсолютного рекорда в $2200 за 1000 куб. м.

При этом «Газпром» не пользуется мощностями идущего через Польшу газопровода Ямал – Европа (мощность – 33 млрд куб. м в год), который с декабря 2021 г. работал в реверсном режиме (газ поступал полякам из Германии). На 1 февраля прокачка российского газа по этой трубе в сторону ЕС по-прежнему не осуществляется, свидетельствуют данные Объединенного оператора европейских газотранспортных систем. Кроме того, «Газпром» с конца октября 2021 г. не осуществляет торгов газом через свою Электронную торговую площадку.

Страны ЕС уже выбрали из своих подземных хранилищ газа (ПХГ) 81% от объема, закачанного в летний период 2021 г. По данным Gas Infrastructure Europe, на 30 января (последние актуальные данные) хранилища были заполнены всего на 38,4%, в них находилось около 41,6 млрд куб. м газа против 57,1 млрд куб. м на ту же дату 2021 г.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук отмечает, что «Газпром» не может в одностороннем порядке снизить объемы поставок по долгосрочным контрактам. Поэтому снижение поставок газа он связывает с действиями самих потребителей в ЕС. По мнению аналитика, европейцы не заинтересованы в покупке газа по высоким спотовым ценам, а долгосрочные контракты «Газпрома» на 80% привязаны именно к ним. «В сложившейся ситуации потребители в Европе предпочитают, несмотря на дефицит газа в ПХГ, получать его именно из хранилищ», – рассуждает Полищук.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также считает, что сокращение объемов поставок в Европу произошло из-за уменьшения заявок в рамках долгосрочных контрактов, цена по которым привязана к спотовым котировкам предыдущего месяца. «В декабре был пик цен на споте. И в январе контрактные цены оказались выше, чем текущие на газовых хабах», – говорит Гривач. Вторую причину эксперт видит в геополитике. «Вероятно, что некоторым контрагентам было указано брать как можно больше газа из любых других источников. Поэтому при прочих равных предпочтение отдавалось норвежскому газу либо партиям американского СПГ», – отметил он.

Снижение заявок потребителей ЕС на поставку газа, по словам Полищука, также объясняется увеличением спроса на другие энергоносители, в частности уголь и нефть. Но спрос на уголь и нефтепродукты, в том числе со стороны энергогенерации, по его словам, разгоняет цены на них. А это, в свою очередь, также толкает вверх и стоимость газа. По данным биржи ICE, в Роттердаме 1 т угля 1 февраля стоила $171,5, нефть марки Brent – $88,3 за 1 барр.

По прогнозам Полищука, имеющихся сейчас запасов в европейских ПХГ может не хватить для комфортного прохождения отопительного сезона, особенно если усилятся холода. В этом случае уже в феврале 2022 г. объемы поставок российского газа в ЕС вырастут, полагает он.