США и другие страны пытаются отказаться от российских энергоресурсов

Других потребителей Россия найти сможет, но Европе обойтись без российского газа будет сложнее
Евгений Разумный / Ведомости

8 марта президент США Джо Байден объявил, что Америка из-за специальной военной операции (СВО) РФ на Украине запретит импорт российских энергоресурсов, в том числе нефти и газа. Вслед за США аналогичное решение может принять и Великобритания, сообщило BBC. Ожидается, что этот запрет будет вводиться поэтапно в течение ближайших месяцев и не будет распространяться на российский газ.

Также 8 марта об отказе закупать у России нефть и газ заявили англо-голландская Shell и британская BP, сообщало агентство Bloomberg. Главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден охарактеризовал как «угрозу» заявления вице-премьера РФ Александра Новака о возможности прекращения поставок газа по газопроводу «Северный поток – 1». 

Германия готова к прекращению поставок энергоносителей из России, заявил 8 марта вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек, передает ТАСС. «Если [президент России Владимир] Путин остановит поставки в Европу и Германию, то мы к этому будем готовы», – сказал министр, добавив, что Берлин разрабатывает подобный сценарий с декабря 2021 г. Хабек призвал ОПЕК увеличить объемы добычи нефти. При этом министр финансов ФРГ Кристиан Линдер ранее отмечал, что считает неразумным отказываться от ресурсов из РФ.

Кроме того, Еврокомиссия (ЕК) представила странам – членам содружества план полного отказа от угля, нефти и газа из России, который должен быть реализован до 2030 г. Уже до конца 2022 г. по этому плану зависимость от российского газа упадет на 67%. ЕК также обяжет страны ЕС заполнять свои подземные хранилища газа (ПХГ) как минимум на 90% к 1 октября каждого года.  

 Санкции в обмен на отказ от санкций

США уже начали попытки найти замену российской нефти в Венесуэле и Иране. 7 марта представитель Белого дома Джен Псаки заявила, что 5–6 марта представители администрации президента США Джо Байдена посещали Венесуэлу и обсуждали с властями страны ряд вопросов, включая энергобезопасность. По данным Reuters, переговоры с американской стороны вели старший директор Совета национальной безопасности по делам Западного полушария Хуан Гонсалес и посол США в Венесуэле Джеймс Стори. 8 марта Bloomberg со ссылкой на источники в Белом доме пояснил, что переговоры шли с членами не признаваемого Вашингтоном с 2019 г. правительства Николаса Мадуро.

Этот визит состоялся после того, как 6 марта госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о рассмотрении Вашингтоном в координации с европейскими и японскими союзниками возможности эмбарго на поставки российской нефти. Рынок отреагировал на это рекордными ценами: за баррель нефти Brent 7 марта давали $139 – впервые с 2008 г. По данным биржи ICE, 8 марта стоимость майского (ближайшего) фьючерса Brent составляла $127 за баррель, апрельский фьючерс на американский сорт WTI доходил до $123 за баррель. По данным платформы Refinitiv, на 17.00 мск 8 марта стоимость российской нефти Urals составляла $110 за баррель, а малосернистой сибирской нефти ESPO Blend – $123,29 за баррель.  

В отношении венесуэльской нефти в США действует эмбарго с марта 2019 г., к которому присоединились и страны ЕС. Тогда США, Канада, ЕС и часть стран Латинской Америки поддержали лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо, а Россия, Китай и Турция – Мадуро. До эмбарго американский нефтяной рынок был основным для Каракаса, а ее общий экспорт в 2019 г. давал стране 96% доходов.

По данным ОПЕК, добыча нефти в Венесуэле упала с 3 млн барр. в сутки в 2002 г. до менее 800 000 барр. в сутки в начале текущего года. В случае полного снятия эмбарго США страна может нарастить экспорт на 500 000–700 000 барр. в сутки, полагает аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева.

Эти объемы легко перекроют те 100 000 барр. в сутки, которые сейчас поставляются в США из России, полагает эксперт, но на деле такой вариант возможен при твердых договоренностях о снятии ограничений с Каракаса. Венесуэла может выдвинуть требование полного отказа от санкций времен президента Дональда Трампа, и торг может оказаться долгим. Венесуэла ограничена в производственных мощностях, деградировавших и за эти три года, и в целом за последние 20 лет, так что для выхода на досанкционный уровень потребуется пока неизвестное время, добавляет Лукичева.

Еще один возможный источник нефти на случай эмбарго в отношении России – это Иран. В начале февраля российский переговорщик в Вене по «ядерной сделке» с Тегераном Михаил Ульянов заявлял, что обсуждение по ее возобновлению находится на «финишной прямой». С апреля 2019 г., США, вышедшие в 2018 г. из иранской ядерной сделки, ввели эмбарго в отношении иранской нефти. Но теперь Вашингтон может выбросить на рынок иранскую нефть, чтобы не допустить дефицита предложения, считает эксперт Российского совета по международным делам Иван Тимофеев.

По словам Лукичевой, Иран может добавить на мировой рынок 2–2,1 млн барр. в сутки в случае облегчения ограничений.  

Хотя снятие санкций с Ирана связано с прогрессом в ядерной сделке, где Россия является одним из ключевых игроков, на деле США и Запад могут обойтись и без Москвы, считает Тимофеев. Вашингтон может оперативно ввести «президентские исключения» на режим введенных им же санкций, который разрешал бы покупку иранской нефти в определенных объемах. Байден так оставался бы в рамках нормативных актов США о санкциях в отношении Ирана, а конгресс в текущих условиях вряд ли будет сдерживать президента, говорит Тимофеев.

Ряд американских НПЗ технически заточены на сернистую нефть, что в условиях сокращения поставок из Ирана и Венесуэлы делает нефть Urals практически безальтернативным источником сырья, отметил старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Но если американскому руководству удастся согласовать дополнительные поставки из этих стран, для России потеря американского рынка не станет критичной – в 2021 г. на США приходилось не более 5% российского экспорта, отметил эксперт. «Гораздо важнее для России в этой ситуации сохранить европейский рынок», – подчеркнул Блохин.

По мнению руководителя международной практики КПМГ Антона Усова, эмбарго на покупку нефти у РФ не станет серьезной проблемой, так как эти объемы можно перенаправить на другие рынки. Он подчеркнул, что, скорее всего, эти объемы будут находить покупателя в Европе, так как поставка нефти при помощи танкеров в Азию сложнее с точки зрения логистики.

Усов добавил, что в нынешних условиях практически все покупатели российской нефти будут запрашивать дисконт за риск репутационного ущерба. Эксперт добавил, что еще сложнее ЕС будет обойтись без российского газа. 

Европе грозят российским эмбарго

7 марта вице-премьер России Александр Новак (курирует ТЭК) заявлял, что РФ в качестве ответа на санкции может прекратить поставку газа в Европу через «Северный поток – 1» (55 млрд куб. м в год). По оценке Новака, Европа потребляет около 500 млрд куб. м газа, 40% – из России. Он добавил, что такой шаг станет крайней мерой, так как от этого не выиграет ни Россия, ни ЕС. 

Спотовые цены на газ в Европе в последние два дня побили все рекорды. По данным ICE и расчетам «Ведомостей», 8 марта на голландском хабе TTF апрельский фьючерс на поставку 1000 куб. м газа стоил более $3370.

Несмотря на СВО, «Газпром» продолжает поставки газа в ЕС через территорию Украины. 5 марта компания уточняла, что объем транзита соответствует контракту (40 млрд куб. м в год). По данным «Газпрома», 24 февраля, в день начала СВО, в ЕС через Украину было прокачано 84,8 млн куб. м, 28 февраля – уже 105,9 млн куб. м, а 3 марта – 110,2 млн куб. м (это выше среднесуточного контрактного уровня в 109 млн куб. м). Также «Газпром» в конце февраля частично восстановил прокачку газа через трубопровод «Ямал-Европа». 

По данным Gas Infrastructure Europe, 5 марта ПХГ Европы были заполнены лишь на 27,8% (около 30 млрд куб. м).

Полное изъятие российского углеводородного сырья из мирового энергобаланса может привести к самому глубокому кризису в истории нефтегазовой отрасли, полагают аналитики «ИнфоТЭК-терминала». В их исследовании отмечается, что с 1993 по 2019 г. мировая добыча газа выросла с 2,16 трлн до 4,1 трлн куб. м в год. Снижение было лишь дважды: на фоне кризиса в 2008 г. и пандемии коронавируса в 2020-м. В допандемийном 2019 году в мире было добыто около 4,1 трлн куб. м газа, из которых на Россию пришлось 739 млрд куб. м, или около 18%. РФ занимала второе место по добыче, а на первом находились США с 961,8 млрд куб. м (сохранили лидерство в 2021 г.). 

На европейском рынке сохраняется дефицит газа, который увеличился с 232 млрд куб. м в 2014 г. до 343 млрд в 2020 г., пишут аналитики «ИнфоТЭК-терминала». ЕС в рамках политики по снижению выбросов парниковых газов снижает добычу: в 2019 г. – на 10,8%, а в 2020 г. – на 25,5%. Потребление газа в ЕС в 2020 г. составляло около 395 млрд куб. м, из которых самые большие объемы приходились на Германию (91,3 млрд куб. м). Большая часть газа для ФРГ (около 53%) – трубопроводные поставки «Газпрома». 

В исследовании подчеркивается, что полное замещение российского газа нефтью или углем невозможно, поскольку и эти энергоносители в основном поставляет в ЕС Россия. По данным Минэнерго, в 2021 г. из 210,5 млн т экспорта угля более 50 млн т пришлось на Европу.

По оценкам МЭА, Европа может в течение 1–2 лет на треть сократить потребление газа из РФ, а отказаться от него полностью удастся не ранее чем за 10 лет, напомнил заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Ускорение же этого плана теоретически возможно, но нанесет серьезный ущерб экономике ЕС и создаст угрозу энергетической безопасности содружества», – добавил он.

«В долгосрочной перспективе полный уход России с европейского рынка газа невыгоден, так как выпадающие объемы будут поставляться в Китай, который постепенно превращается в главного конкурента ЕС во всех сферах, включая политическую», – заключил Гривач.