Кто пострадает от запрета на вывоз древесины из России

Сложнее всего в торговых войнах придется Финляндии и отечественному леспрому
Запрет экспорта, по мнению эксперта, в первую очередь ударит по российским производителям фанеры/ Андрей Гордеев / Ведомости

Минпромторг предложил ввести до конца 2022 г. запрет на экспорт древесины и некоторых видов изделий из нее в недружественные страны, которые ввели санкции против России после начала специальной военной операции на Украине. В список недружественных входят, в частности, США, страны Евросоюза (ЕС), Канада и др. Соответствующий проект постановления правительства передан для согласования в Минэкономразвития и в кабинет министров. Его должны утвердить в ближайшее время.

По мнению Минпромторга, ограничения на экспорт гарантируют обеспечение потребностей внутреннего рынка в сырье и будут стимулировать увеличение глубины переработки. Помимо необработанной древесины запрет коснется березовых балансов (сырье для бумаги), топливной щепы и фанерного кряжа (сырье для фанеры). Березовые балансы и топливная щепа, по данным Минпромторга, критически важны для ЕС: на поставки из РФ приходится 10–15% потребления этих материалов Финляндией. «Заместить их будет невозможно <...> Запрет экспорта фанерного кряжа на фоне антидемпинговых пошлин ЕС на готовую фанеру из России не позволит европейским производителям наращивать мощности собственных предприятий за счет российского сырья», – говорится в релизе.

Правительство также рассматривает меры поддержки российской лесопереработки – в частности, логистическую поддержку экспортеров и льготы по налогу на прибыль. Будет проработана фиксация внутренних цен на химическое сырье для производителей древесных плит (карбамид, метанол, меламин).

ЕС наиболее зависим от поставок российской березовой фанеры – около 50% потребления, говорит консультант агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Игорь Новоселов. По его словам, в 2021 г. из России было поставлено примерно 1,4 млн куб. м на сумму $900 млн. Доля остальных российских продуктов леспрома в Европе не столь существенна, добавляет Новоселов. Экспорт пиломатериалов в Европу достигает 5,4 млн куб. м в год, но это менее 7% рынка ЕС. Древесные пеллеты (гранулированное топливо) из России занимают, по данным WhatWood, около 8% от общего потребления ЕС (в 2021 г. поставлено 2,2 млн т). «Что касается США, то доля потребления березовой фанеры из России там составляет почти 100%», – добавляет Новоселов.

По данным ФТС, в 2021 г. на ЕС пришлось около 42% экспорта необработанной древесины из России в физических объемах (5,8 млн куб. м) и около четверти в денежном выражении ($259 млн). Во всем экспорте лесоматериалов из России доля ЕС – 14% в натуральном выражении (2,5 млн т) и 23% в денежном ($1,4 млрд). На ЕС пришлось более 40% от экспорта фанеры – 1,26 млн куб. м на $817 млн. В США Россия продала 0,57 млн куб. м фанеры на $415,9 млн.

Балансовая древесина из РФ в основном идет в Финляндию: в 2021 г. туда ушло почти 90% от общего экспорта (4,8 млн куб. м на $201,7 млн), следует из данных Lesprom Analytics. На Швецию пришлось 5,8% (312 400 куб. м на $12,6 млн), на Китай – около 3% (164 100 куб. м на $10,7 млн). Основной экспорт щепы также шел в Финляндию – 91,4% (2,9 млн т на $145,8 млн). Она также экспортировалась в Японию (доля в поставках – 5%), Швецию (1,4%), Данию (1,2%), КНР (0,1%).

Всего Россия экспортировала в 2021 г. балансовой древесины на $233 млн, щепы – на $156,3 млн, фанеры – на $1,9 млрд.

Новоселов считает, что приостановка поставок из России может сказаться прежде всего на сырьевой безопасности Финляндии. Но гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев обращает внимание на то, что эта страна в рамках санкций против РФ уже сама запретила импорт российского сырья. «Импортеры UPM и Stora Enso заявили, что приостановят поставки из России. Разница лишь в том, что они говорят о временной приостановке (не указывая сроков), а Минпромторг – о запрете экспорта до конца 2022 г.», – отмечает эксперт. Он добавляет, что Финляндия сможет частично заместить это поставками из Германии, а также нарастить заготовку древесины внутри страны.

Приостановка экспорта фанерного кряжа, по словам Богатырева, также не станет критической для ЕС. «Там много фанерных комбинатов, потребляющих российское сырье, но они могут перестроиться на поставки из Германии и Швеции», – пояснил он.

Запрет экспорта, по мнению эксперта, в первую очередь ударит по российским производителям фанеры, для которых рынки США и ЕС являются основными. Но и этот запрет еще до предложения Минпромторга европейцы ввели сами. «Органы добровольной международной лесной сертификации FSC и PEFC объявили, что приостанавливают действие торговых сертификатов для российской продукции. Поэтому с апреля 2022 г. эти рынки для России фактически закрываются независимо от того, будет это круглый лес, щепа, фанера или пиломатериалы», – говорит Богатырев.

Компенсировать потерю рынков для российских производителей за счет предлагаемых Минпромторгом мер, по мнению Богатырева, на 100% невозможно. Он добавляет, что сейчас важно переориентировать поставки на другие рынки – страны MENA (Ближний Восток и Северная Африка) и Азии, особенно в Китай. Спрос там есть, поэтому основной вопрос – это организация логистики, отмечает эксперт. Он напоминает, что и два крупнейших контейнерных оператора – европейские Maersk и Mediterranean Shipping Company – отказались работать с российскими компаниями. «Есть китайская COSCO Group, но у нее серьезно не хватает контейнеров», – добавляет Богатырев.

Новоселов согласен, что логистические цепочки «фактически разрушены». Запрет экспорта балансов в ЕС может негативно сказаться на лесозаготовителях северо-запада России, предупреждает он. Потребление березовых балансов внутри страны ограничено, а везти эту относительно недорогую продукцию в Китай нерентабельно, отметил эксперт.

Представитель Segezha лишь отметил, что компания «с уважением относится к принимаемым решениям и продолжает работу». Директор по взаимодействию с госорганами компании «Свеза» (один из крупнейших в России производителей фанеры) Борис Френкель сказал «Ведомостям», что введение запрета на экспорт древесины – целесообразная мера. По его словам, ранее компания неоднократно высказывала инициативу о необходимости ограничить вывоз фанерного кряжа. «Что касается продуктов переработки древесины – щепы и опилок, то мы стремимся к 100%-ному использованию этих материалов на своих предприятиях в качестве топлива для мини-ТЭЦ», – добавил он.

«Ведомости» направили запросы в другие крупнейшие российские компании отрасли.

В подготовке статьи участвовала Елена Филимонова