Австралия запретила поставки в Россию сырья для алюминия

Это вряд ли помешает UC Rusal, но может вызвать рост цен на металл, говорят эксперты
David Gray / Reuters

Правительство Австралии ввело «немедленный запрет» на поставки в Россию глинозема (полуфабрикат для производства алюминия) и алюминиевой руды (бокситов) в рамках санкций из-за специальной военной операции на Украине (СВО), сообщила 20 марта пресс-служба МИДа страны. По оценке кабинета министров, это должно ограничить возможности России по производству алюминия, который является значительной частью российского экспорта и «важным сырьем для военной промышленности». В сообщении говорится, что на поставки из Австралии приходится почти 20% потребностей России в глиноземе.

Глинозем – оксид алюминия, получаемый из бокситов. В Австралии расположен завод Queensland Alumina Ltd (QAL) – крупнейшее в мире глиноземное предприятие мощностью 3,95 млн т глинозема в год. 20% в нем принадлежит основанной Олегом Дерипаской UC Rusal, 80% – компании Rio Tinto Alcan.

UC Rusal – крупнейший производитель алюминия в России. Компания добывает бокситы и производит глинозем как в России, так и за рубежом. Часть глинозема UC Rusal приобретает на внешнем рынке (837 000 т в 2021 г., на 22,6% больше, чем годом ранее). В 2021 г. UC Rusal произвела 8,3 млн т глинозема, из них 742 000 т (9%) пришлось на долю компании в QAL.

По данным ФТС России, в 2021 г. на Австралию пришлось 32% от импорта глинозема в Россию в физическом выражении (1,5 млн т из 4,75 млн т) и 31% в денежном ($564,5 млн из $1,83 млрд).

Всего у UC Rusal девять заводов по выпуску глинозема. Помимо QAL, у нее есть предприятия в России (Богословский, Ачинский, Уральский, Пикалевский глиноземные заводы), Ирландии (Aughinish Alumina), Гвинее (Friguia), а также на Ямайке (Windalco) и Украине (Николаевский глиноземный завод). По данным UC Rusal, в прошлом году большинство заводов холдинга работали на уровнях, близких к проектной мощности, исключения составили лишь Friguia в Гвинее (производство – 414 000 т, 63,7% от мощности) и Windalco на Ямайке (448 000 т, 37%).

В начале марта UC Rusal остановила производство на Николаевском заводе на фоне СВО («Ведомости» писали об этом 1 марта). Завод выпускает пятую часть (21,3%) глинозема компании. UC Rusal сообщала, что остановка существенно не отразится на объеме выпуска алюминия.

Эксперты тогда говорили «Ведомостям», что компания сможет компенсировать выпадающие объемы глинозема за счет сокращения поставок сырья другим компаниям. По данным UC Rusal, в 2021 г. продажи глинозема третьим лицам составили 20% из общего объема производства. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечал, что UC Rusal может позволить себе закупки сырья у внешних поставщиков, так как расходы компании на электроэнергию в разы ниже, чем у большинства конкурентов (доля электроэнергии в себестоимости производства алюминия достигает 30%. – «Ведомости»). Проблем с исходным сырьем – бокситами – у компании сейчас нет, говорили аналитики. По данным UC Rusal, большую часть бокситов (свыше 50%) компания добывает в Гвинее, на российскую добычу приходится 38%.

Представитель UC Rusal сообщил «Ведомостям», что компания оценивает последствия решения властей Австралии. Представитель Алюминиевой ассоциации отметил, что любые действия, направленные на разрыв действующих цепочек поставок в отрасли, могут привести к «существенной разбалансировке глобального рынка, усугублению дефицита металла и окажут негативное воздействие на всех потребителей алюминия».

Решение правительства Австралии фактически запрещает UC Rusal отправлять глинозем с QAL напрямую в Россию, говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, но запрет не может помешать российской компании договориться о поставках с азиатскими трейдерами в качестве посредников. «Глинозем можно растаможить, проведя по документам как поступивший, например, в КНР, и затем уже перенаправить в Россию в качестве экспортного товара», – отмечает он.

Не существует особых препятствий и для расширения внешних закупок глинозема UC Rusal, отмечает Хазанов, полагающий, что в 2022 г. закупки могут достичь 1,5 млн т. Азиатские трейдеры, скорее всего, пойдут навстречу компании, это лишь вопрос цены, считает он. Запрет на экспорт глинозема из Австралии в Россию, конечно, неприятен для UC Rusal в условиях роста цен на алюминий, но ожидать спада производства металла пока не стоит, добавляет Хазанов.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров также считает, что приостановка поставок глинозема из Австралии для UC Rusal несущественна. По его мнению, компенсировать эти объемы UC Rusal сможет за счет роста производства на других глиноземных заводах и за счет больших закупок у трейдеров.

Запрет Австралии вряд ли существенно повлияет на финансовые показатели UC Rusal за I квартал 2022 г., говорит Хазанов. Это может привести к подорожанию алюминия, что увеличит выручку компании и сгладит негативное воздействие на чистую прибыль. Макаров также не ожидает существенного влияния австралийских санкций на финансовые показатели UC Rusal.

Выручка UC Rusal в январе – июне 2021 г. составила $5,45 млрд против $4 млрд в первом полугодии 2020 г. (рост на 35,7%). Скорректированная EBITDA за первое полугодие составила $1,3 млрд против $219 млн годом ранее.

Но, по мнению гендиректора «Infoline–аналитики» Михаила Бурмистрова, осложнить ситуацию для UС Rusal могут возможные ограничения поставок из Ирландии с завода Aughinish Alumina – крупнейшего глиноземного актива компании. Уже после остановки Николаевского завода UС Rusal столкнулась с дефицитом глинозема в размере более 900 000 т, а после запрета поставок из Австралии этот дефицит существенно усиливается, говорит эксперт. Он допускает, что производственная программа UС Rusal может быть скорректирована даже в том случае, если поставки с Aughinish Alumina продолжатся.

Решение Австралии может подтолкнуть цены на глинозем на мировом рынке и, соответственно, цены на алюминий, говорит Макаров. Цены на металл могут подрасти и из-за пессимистических ожиданий участников по поводу возможного дефицита на мировом рынке, считает Хазанов. Вполне вероятно, что стоимость металла поднимется до $3500 за 1 т уже в начале недели, прогнозирует он. По мнению Бурмистрова, цены на алюминий, вероятнее всего, будут держаться на уровне выше $3500 за 1 т.

Цена на алюминий на Лондонской бирже металлов (LME) 7 марта достигла нового исторического максимума, превысив $4000 за 1 т. 18 марта трехмесячные фьючерсы на металл торговались на уровне $3380 за 1 т.

В подготовке статьи участвовала Елена Филимонова