У ритейлеров могут возникнуть сложности с поставками соков и молока

Это связано с дефицитом тары, которая производится из иностранного сырья
Что касается конечной продукции, то, по словам экспертов, несмотря на то что упаковка занимает лишь 5% от себестоимости большинства товаров, цены на них все равно растут/ Андрей Махонин / Ведомости

Поставки соков и молока в магазины начали срываться из-за нехватки тары для хранения такой продукции. Об этом рассказали два ритейлера и подтвердил представитель крупного производителя продуктов питания. По их словам, на данный момент участники рынка фиксируют дефицит тетрапака (упаковка, состоящая из нескольких слоев картона, полиэтилена и фольги. – «Ведомости») и картона. Есть также сложности с закупкой пленок из-за нехватки сырья.

В связи с этим компания рассматривает альтернативные варианты тары для молока и соков – вплоть до бидонов, говорит один из крупных производителей, работающих с ритейлерами. Возможные трудности с поставками тетрапака и пьюрпака (упаковка для молока, кефира и соков) ожидает, в частности, «Вкусвилл», подтверждает представитель сети. Он связывает их с ограничениями на поставки импортного сырья, хотя в данный момент все отгрузки поступают в штатном режиме. При этом компания уже начала тестировать отечественные аналоги. Какие именно, он не уточнил.

В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») нет перебоев с поставками товаров, уверяет представитель этой сети. Но ритейлер, по его словам, также ведет поиск альтернативных поставщиков упаковочных материалов. Запрос в «Магнит» остался без ответа. Представитель Минсельхоза говорит, что ведомство собрало с участников рынка данные о потребностях в различных видах упаковки, они переданы в Минпромторг. Цифры он раскрыть отказался. Представитель Минпромторга подтверждает повышенный спрос на молочную упаковку, но, по его словам, у производителей имеются запасы сырья и материалов. В случае необходимости они прибегают к помощи альтернативных поставщиков или меняют транспортно-логистическую цепочку, говорит представитель ведомства. По его словам, возможность заменить импортное сырье на белый пищевой картон российского производства есть у компаний Sylvamo из Светогорска и Mondi из Сыктывкара. Пробная партия такого картона будет выпущена уже в ближайшее время, уверяет собеседник «Ведомостей». Запросы в эти фирмы остались без ответов.

Пока нет критических сложностей с поставками гибкой упаковки, гофроупаковки и стеклянной тары. Но если иностранные владельцы производств в России остановят заводы, то могут возникнуть проблемы и с ними, считает исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. На данный момент о приостановке производства в России уже заявили две крупные компании – Elopak (выпускает тетрапак) и Stora Enso (у нее в стране пять заводов, три из которых производят бумажную упаковку и гофроупаковку). Бойко напоминает, что сегодня этот рынок емкостью в $20 млрд на 80–85% обеспечивается российскими производителями, но здесь учитываются и предприятия, которые хотя и расположены в нашей стране, но находятся в полной или частичной собственности у иностранных игроков. Это, например, и заводы компаний Tetra Pak и Elopak, производящие и оборудование, и асептическую упаковку. Если взять, к примеру, гофроупаковку, то этот сегмент также использует очень высокотехнологическое оборудование, его сложно воспроизвести, рассуждает Бойко.

Еще одна проблема – нехватка запчастей для оборудования, которое используется при производстве упаковки, продолжает Бойко. Эта отрасль, по его словам, почти полностью зависит от импорта – европейского, японского, американского. И если в ближайшее время эта проблема не будет решена, то многие производства остановятся, резюмирует эксперт.

Некоторые виды сырья для выпуска упаковки, включая пленку и картон, вошли в одобренный правительством перечень для обнуления ввозных пошлин, следует из предложения Минэкономразвития, с которым ознакомились «Ведомости». Туда надо включать также и оборудование для производства упаковки и фасовки продуктов, считает Бойко.

С ним согласен и исполнительный директор национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Он, как и представитель Союзмолока, предлагал внести в реестр и некоторые виды готовой упаковки. Список продукции нужно значительно расширить, включить в него разные виды пленок и красок для упаковки, самоклеящуюся полимерную ленту, фильтр-бумагу, капсулы для упаковки кофе и т. п., дополняет зампредправления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Но пока, по его словам, далеко не все эти предложения нашли одобрение в правительстве. Там комментировать вопросы, связанные с дефицитом упаковки, отказались.

Нехватка тары уже привела к росту ее стоимости. К примеру, транспортный гофрокороб с февраля подорожал на 30% (до 1400 руб. и более за 10 шт. самых популярных размеров), а полипропиленовая пленка – на 100% (сейчас продается от 372 руб. за 1 кг). Картонные пачки для упаковки соли (1кг) с 3,92 руб. выросли в цене до 8,69 руб., фасовочная полиэтиленовая пленка – с 243 до 460 руб. за 1 шт., сказал представитель «Руспродсоюза». Бойко говорит, что порядка 70% себестоимости упаковки составляют логистика и сырье, которые сейчас и дорожают сильнее всего.

Что касается конечной продукции, то, по словам Леонова, несмотря на то что упаковка занимает лишь 5% от себестоимости большинства товаров, цены на них все равно растут. По словам руководителя аппарата Российского союза пекарей Александра Комарова, многие поставщики упаковки перешли на предоплату и гибкое ценообразование, которое может меняться чуть ли не ежедневно, требуют оплату счетов в течение трех дней под угрозой прекращения отгрузки. Самих же предложений становится все меньше. В связи с этим хлебопекари поддерживают инициативу по продаже хлеба без упаковки, но встречают сопротивление Роспотребнадзора, говорит Комаров. В Роспотребнадзоре от комментариев отказались.