Бизнес просит правительство смягчить экологические требования из-за санкций

Это поможет снизить расходы, но риск аварий возрастет
Борьба с глобальным потеплением и стремление соблюдать принципы устойчивого развития (ESG) привели к повышенному вниманию к экологичности всех видов производств/ Евгений Разумный / Ведомости

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил вице-премьеру Виктории Абрамченко предложения по смягчению ряда экологических норм для бизнеса из-за санкций. «Ведомости» ознакомились с документом от 21 марта. Представитель вице-премьера Марта Галичева подтвердила получение, добавив, что «предложения прорабатываются».

РСПП предлагает более 40 инициатив по снижению требований в сфере промышленной экологии для уменьшения «финансовых и административных рисков». Они касаются как действующих нормативов, так и тех, что еще не вступили в силу.

Например, лобби предложило сдвинуть сроки достижения нормативных показателей по снижению выбросов загрязняющих веществ, а также программ повышения экологической эффективности и мероприятий по охране окружающей среды. Сроки реализации мероприятий, истекающие 31 декабря 2022 г., необходимо продлить на 12 месяцев, пишет Шохин. А неисполнение экологических проектов, срок которых истекает 1 января 2025 г., не должно считаться основанием для перерасчета экоплатежей и отзыва разрешительной документации.

Также в письме предлагается установить новый cpoк создания системы автоматического контроля вредных выбросов (САКВ) – восемь лет вместо четырех с момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР). Такие документы, гарантирующие использование наилучших доступных технологий, начали выдаваться в 2019 г. По оценке РСПП, совокупные затраты компаний на САКВ составят около 300 млрд руб. Эти средства предприятия могли бы потратить «на совершенствование действующей системы контроля либо на иные природоохранные мероприятия», пишет Шохин.

РСПП также предлагает смягчить меры Росприроднадзора по экологическому контролю (ограничить периодом три года штрафы и возмещение вреда окружающей среде, сократить внеплановые выездные проверки и т. д.), запретить на два года наказывать бизнес за неисполнение ранее выданных предписаний, требующих существенных вложений, а также приостановить разработку и принятие законопроекта о создании пользователями недр ликвидационных фондов. Государству предлагается субсидировать проекты с использованием отечественного оборудования по повышению экологичности производств, относящихся к I и II категориям по степени негативного воздействия на окружающую среду (с «наибольшим» загрязнением и с «умеренным»).

Введение санкций странами Запада против России после начала специальной военной операции на Украине «существенно влияет на цепочку поставок, включая поставки природоохранного оборудования и технологий», подчеркивается в письме РСПП.

Чем грозит отмена проверок

В 2020–2021 гг. борьба с глобальным потеплением и стремление соблюдать принципы устойчивого развития (ESG) привели к повышенному вниманию властей разных стран к экологичности всех видов производств. ЕС разработал план достижения углеродной нейтральности к 2050 г. и намеревался ввести трансграничный углеродный налог с импортеров продукции с высоким уровнем выбросов СО2. В России начали эксперимент по достижению углеродной нейтральности на Сахалине, а Росприроднадзор усилил контроль за промышленным сектором. В 2021 г. ведомству удалось добиться от «Норникеля» выплаты беспрецедентной суммы в 146 млрд руб. за разлив топлива в Норильске.

После введения санкций против РФ российское правительство утвердило некоторые послабления в части экологического контроля. Антикризисный план поддержки экономики предполагает, в частности, перенос на год новых требований в области охраны окружающей среды для объектов I и II классов опасности, перенос на два года требований по созданию САКВ для объектов I класса, получивших КЭР до 15 марта 2022 г., и сдвижку на 31 декабря 2024 г. крайнего срока заявок для получения КЭРа.

Зампредседателя комитета Госдумы по экологии Александр Коган обращает внимание, что часть предложений РСПП пересекается с теми, что были внесены правительством в Госдуму и уже приняты в конце февраля 2022 г. В частности, для топ-300 загрязнителей перенесены сроки подачи заявок на КЭР, а срок создания САКВ увеличен с четырех до шести лет. Представитель Минприроды сообщил, что предложения РСПП прорабатываются, но также обратил внимание на то, что часть из них уже реализована правительством. «Министерство продолжает работу по подготовке предложений в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики, в том числе при участии предпринимательского сообщества и региональных органов власти», – добавил он.

Промышленность ожидаемо положительно оценила предложения РСПП. О поддержке заявили «Ведомостям» представители угольного холдинга СУЭК, «Уралхима» и «Норникеля». Представитель «Уралхима» добавил, что в направленном вице-премьеру перечне «пока мало системных предложений, но они вскоре появятся». Представитель UC Rusal отметил, что предложенные меры носят временный характер и «ESG-повестка была и остается одним из приоритетов» в том числе у компании. Предложения Шохина, «несмотря на свое оперативное состояние, носят системный характер», говорит представитель «Кузбассразрезугля». По его словам, они подлежат обсуждению для «исключения возможных рисков недобросовестного отношения отдельных представителей предпринимательской среды к экологическим проблемам».

Вице-президент «Норникеля» Андрей Грачев подчеркнул, что сроки реализации экологических программ могут сдвинуться «по объективным причинам», например при задержке поставки иностранного оборудования. Источник «Ведомостей» в крупной металлургической компании подтверждает, что проблемы с поставками оборудования «смещают экологические проекты вправо», поэтому сейчас «критически важно» снизить давление регуляторов.

В других крупнейших компаниях на момент публикации «Ведомостям» не ответили.

По словам руководителя группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимира Горчакова, наиболее затратными для компаний были мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ, поскольку они связаны с закупкой дорогого импортного оборудования (в частности, для САКВ). Сейчас оно и вовсе может стать недоступным из-за санкций, добавляет эксперт. Меры по ограничению штрафов Росприроднадзора и внеплановых проверок «носят скорее косметический характер», считает Горчаков.

Старший менеджер группы по предоставлению услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Мария Спиридонова замечает, что предприятия инвестировали в экологические мероприятия во многом именно из-за опасений получить штраф, проверок и ужесточения экологического законодательства. По ее мнению, именно крупный штраф «Норникелю» за разлив топлива «заставил многие предприятия начать проводить экологические аудиты, выявлять риски и даже задуматься об экологическом страховании». «Если реализуемые экологические программы заморозить, увеличится риск аварийных ситуаций», – добавляет она.

Горчаков соглашается, что экологические риски при применении всего пакета предложенных РСПП мер «огромны». Но маловероятно, что все они будут реализованы, добавляет эксперт.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов указывает, что РСПП традиционно под снижением нагрузки на промышленников понимает снижение природоохранных требований государства. Он, в частности, считает крайне спорным предложение по отмене штрафов и выплат за вред окружающей среде. По мнению Исмаилова, из предложений согласиться можно с необходимостью господдержки экологических проектов с применением отечественного оборудования.