Как Россия отказывается от валютного экспортного нетбэка

Правительство и компании ищут новые ориентиры для ценообразования
Правительство намерено отказаться от учета котировок Лондонской биржи металлов (на фото) при внутреннем ценообразовании / Luke MacGregor / Bloomberg via Getty Images

Правительство пытается сдержать цены на товары в России в условиях, когда внешние рынки сильно штормит. Активное применение различных механизмов для этого стало заметно еще в 2021 г., когда были временно заморожены внутренние цены на удобрения. А в 2022-м, в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны Запада, волатильности курсов валют и скачков цен на мировых рынках, понятие экспортного нетбэка (экспортного паритета; стоимость товара на внешнем рынке за вычетом транспортной составляющей и пошлин), на который много лет так или иначе ориентировались экспортеры при установлении внутренних цен, теряет актуальность. 

В последние годы правительство в целом считало приемлемым применение нетбэка как точки отсчета для внутренних цен на сырье (кроме отдельных позиций, например газа, который в России по-прежнему поставляется по регулируемым тарифам). Но теперь цены на ключевые экспортируемые товары в России постепенно отвязываются от мировых. Основные механизмы – «рекомендации» ФАС и соглашения с регуляторами, привязка внутренних цен к котировкам на российских товарных биржах и введение экспортных квот и пошлин, создающих избыток предложения биржевых товаров (commodities) в стране.

Представитель Минпромторга отметил, что «трансформация структуры мирового спроса» часто приводит к рекордному росту цен, и подтвердил, что «для обеспечения бесперебойного функционирования промышленности используется механизм отвязки стоимости продукции и сырьевых материалов от валютных курсов». Это, по его словам, касается угля, кокса, пека, рудного концентрата и металлопродукции. Собеседник привел в пример договоренности с UC Rusal и «Норникелем» о фиксированной внутренней цене на алюминий, медь и никель. Представитель Минэкономразвития подчеркнул, что отраслевые министерства и ведомства сконцентрированы на «обеспечении достаточного предложения товаров для российских потребителей».

«Ведомости» разбирались, какие отрасли в наибольшей степени затрагивают эти тенденции и к каким последствиям для российской экономики может привести ценообразование, независимое от внешних рынков.

Приземлить все полимеры

На прошлой неделе ФАС рекомендовала производителям нефтегазохимии принципиально изменить способ ценообразования: «Отвязать цены от зарубежных ценовых индикаторов и курсов иностранных валют». Сейчас компании отрасли используют при расчете внутренних цен привязку к нетбэку. По мнению ФАС, это может привести к росту себестоимости продукции как для компаний, приобретающих у химиков сырье, так и для граждан – конечных потребителей товаров.

Заменить привязку к нетбэку предлагается переориентацией цен на российские биржевые индикаторы. В ФАС считают, что это позволит защитить рынок от скачков цен и сделать ценообразование более прозрачным. 

Обеспечиваются все необходимые условия для продолжения нормальной работы предприятий нефтехимической отрасли, приоритетной и бесперебойной поставки продукции на внутренний рынок, говорит представитель Минэнерго. В связи с санкциями стран ЕС на поставки продукции для нефтеперерабатывающего сектора ценовая ситуация на внутреннем рынке «будет находиться под особым контролем», уточнил он.

Представитель «Сибура» сообщил, что компания вместе с другими участниками отрасли «изучает рекомендации ФАС». По его словам, в ближайшее время «Сибур» представит «обновленную торговую политику, направленную на сдерживание роста цен и учитывающую рекомендации регулятора». Компания исходит из рыночных принципов при ценообразовании, но всегда учитывает «сезонные колебания цен и макросреду», отметил собеседник. «Это позволяет «Сибуру» в том числе инициативно сглаживать возможное негативное влияние таких колебаний на потребителя», – уточнил представитель компании, подчеркнув, что в марте на фоне ослабления курса рубля компания заморозила цены на ключевые продукты нефтегазохимии.

«Сибур» является крупнейшим отечественным игроком в отрасли, за девять месяцев 2021 г. чистая прибыль компании составила 180 млрд руб.

Представитель «Новатэка» сказал только, что в компании «знают об инициативе ФАС». «Ведомости» также направили запросы в «Лукойл», «Сургутнефтегаз», ТАИФ, другим участникам рынка. 

Директор по консалтингу в секторе «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин отметил, что нефтегазохимия традиционно является высокомаржинальной отраслью, что обусловлено ее капиталоемкостью. По его оценке, для отдельных видов продукции нефтегазохимии она может превышать $3000–4000 на 1 т мощности. Для сравнения: в переработке газа и газового конденсата она может составлять лишь около $50–100. Поэтому отрасль очень чувствительна к ценам на сырье и продукцию, говорит Акишин. Обычно, по его словам, мировой рынок сам регулирует их соотношение, так как и сырье, и продукция являются ликвидными рыночными товарами.

Эксперт также подчеркнул, что внутренний рынок нефтехимии традиционно является премиальным. По мнению Акишина, теоретически при ценообразовании можно уйти от привязки к нетбэку и заменить ее на стоимость сырья, биржевые котировки или иной индикатор. Но будет очень сложно соблюсти баланс, поясняет он: «Несбалансированное регулирование одной из частей нефтегазохимического рынка может привести к разбалансировке другой».

По мнению старшего аналитика Альфа-банка Никиты Блохина, заявление ФАС «скорее призыв к диалогу, нежели предвестник жестких регуляторных мер». Он считает, что регулятора может устроить содействие крупных участников рынка в вопросе ценообразования на рынке нефтегазохимической продукции. По словам Блохина, если в вопросе сдерживания цен ФАС удастся прийти к соглашению с «Сибуром», менее крупные игроки будут вынуждены придерживаться новых норм ценообразования. Поскольку в рамках обязательств, связанных с поглощением нефтехимических активов группы ТАИФ, «Сибур» еще не представил в ФАС обновленную торговую политику, рекомендации регулятора могут быть отражены в стратегии компании на домашнем рынке, полагает он. Это позволит нивелировать риски внешнего регулирования отрасли, заключает эксперт.

В нефтяной отрасли уже действуют регуляторные меры, сглаживающие для внутреннего рынка колебания экспортных цен. В частности, в 2019 г. был введен механизм демпфера – фактически «обратный акциз» для производителей горючего. При росте цен на бензин и дизтопливо за границей государство компенсирует НПЗ разницу, за счет чего рост цен на внутреннем рынке притормаживается. 

Уголь внутреннего сжигания

Индикаторы цен на удобрения в России существуют на СПбМТСБ, где идут торги основными видами удобрений и регистрируются внебиржевые сделки. В 2021 г. объем биржевых торгов удобрениями превысил 1 млн т (против 100 324 т в 2020 г.). Лидером по объемам торгов является «Фосагро» (более 70% по объему на СПбМТСБ), за ней следуют «Акрон» и «Еврохим».

Экспортный нетбэк уже создал в 2021 г. серьезные риски для внутреннего рынка удобрений. В 2021 г. мировые цены на них выросли в несколько раз. Азотные и фосфорные удобрения подорожали вдвое к 2020 г., хлорид калия – в 1,5 раза, а сложные NPK-удобрения (азот, фосфор, калий) – на 60%. В декабре 2021 г. фосфорные удобрения (FOB Балтика) стоили $700–730 за 1 т, карбамид – $779, азотно-фосфорные (MAP) – $752.

В итоге правительство уже в прошлом году прибегло к заключению соглашений с производителями о заморозке цен. Соглашения действуют с июля 2021 г. до 31 мая 2022 г. Затем власти перешли к мерам по созданию избытка предложения внутри страны. В ноябре были введены временные ограничения на экспорт азотных удобрений с 1 декабря 2021 г. по 31 мая 2022 г. (этот вид удобрений производится из природного газа, и его мировые цены крайне чувствительны к подорожанию энергоресурсов). Для азотных удобрений экспорт ограничили 5,9 млн т, для сложных – 5,35 млн т. Со 2 февраля по 1 мая 2022 г. действует запрет на экспорт аммиачной селитры, а 4 марта Минпромторг и вовсе рекомендовал производителям приостановить экспорт удобрений из-за проблем с логистикой.

Несмотря на фиксацию цен на удобрения по договоренности с производителями Минпромторг не видит дефицита на внутреннем рынке, говорит представитель ведомства. «Создание новой системы ценообразования на внутреннем рынке, не зависящей от мировых цен, – это задача, требующая дополнительных усилий, особенно для экономики страны, которая находится в глобальной цепочке создания стоимости продукта», – уточнил он. Гибкая система ценообразования возможна, считает собеседник, и «она будет учитывать интересы всех игроков: государства и бизнеса».

Вопрос регулирования цен на металлы в России стал актуален после того, как в IV квартале 2020 г. на фоне постепенной отмены ограничений, связанных с пандемией коронавируса, и лавинообразного роста спроса металлургическая продукция начала дорожать сначала на глобальном рынке, а затем и в России. Первый вице-премьер Андрей Белоусов оценивал сверхприбыли металлургических холдингов из-за ценового ралли в 100 млрд руб. только за 2020 г. В итоге правительство после временного (с 1 августа по 31 декабря 2021 г.) ввода экспортных пошлин на металлы с 1 января 2022 г. на три года повысило НДПИ для металлургов, привязав его к котировкам сырья на мировых рынках. Аналогичная мера была принята для производителей коксующегося угля и удобрений.

16 марта прошла встреча министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с топ-менеджментом и владельцами металлургических холдингов. По ее итогам министерство сообщило, что привязка цен на металлы и сырье (уголь, кокс, металлолом) к экспортным ценам в текущих условиях «неактуальна». Минпромторг дал металлургам рекомендации по формированию прозрачных цен на внутреннем рынке по всей цепочке «сырье – производитель – дистрибутор – потребитель». До конца марта ведомство ожидало от отрасли «консолидированных параметров ценообразования» для внутреннего рынка.

Два источника «Ведомостей», знакомых с итогами совещания, сообщали, что цены на основные виды металлургической продукции в РФ будут снижены и зафиксированы на ближайшие месяцы. Кроме того, металлурги должны провести отбор и аккредитацию посредников, которые обеспечат поддержание низких цен для средних и мелких потребителей, не имеющих прямых контрактов с производителями.

С 2021 г. ФАС и Минэнерго обсуждают и установление для внутреннего рынка нормативов продаж угля на бирже. Ведомства разработали совместный приказ, который должен стабилизировать цены и ситуацию на рынке в целом. Приказ касается энергетического угля, в том числе бурого и антрацита: речь идет о марках Б, Д, ДГ, Г, ГЖ, Ж, СС, Т и А. 

Представитель Минэнерго считает, что никаких рисков дефицита угля на внутреннем рынке нет.

Крупнейшие металлургические компании и производители удобрений не ответили на вопросы «Ведомостей». «Ведомости» также направили запрос в ФАС.

Масло не утекает

Глобальные котировки на продовольствие резко растут, и правительство России принимает меры для сдерживания внутренних цен на экспортируемые виды сельхозпродукции (зерновые, масло, рыба и т. д.).

В 2021 г. экспорт продукции АПК побил рекорд 2020 г. в денежном выражении и достиг $37,1 млрд (+21%). Был вывезен, по данным Минсельхоза, 71 млн т продовольствия и сельхозсырья в натуральном выражении. Лидеры по объемам экспорта – зерно и масложировая продукция. Но в обеих категориях при снижении экспорта в натуральном выражении (-12% по зерну до 43 млн т, -5,2% по масложировой продукции до 7,7 млн т) вывоз в стоимостном выражении рос на 12 и 48% соответственно.

Снижение объемов объясняется введением в 2021 г. квот на вывоз и демпфера (плавающие пошлины на экспорт зерна рассчитываются как 70% между средней экспортной ценой и базовой, масла – так же, но с уменьшением на корректирующий коэффициент в $50 на 1 т). Увеличение выручки связано с ростом цен на мировых биржах. 

С 30 марта вводится пошлина в $87 при цене $324,3 за 1 т пшеницы. Экспортная пошлина на подсолнечное масло (введена на период до 31 сентября 2022 г.) на март установлена в $260,1 за 1 т, в апреле она вырастет до $313 за 1 т, говорится в материалах Минсельхоза. Мировые цены на масло резко выросли в последнюю неделю марта на фоне остановки поставок с Украины (основной производитель), следует из мониторинга аналитического центра «Совэкон». Цены спроса на масло на базисе FOB Черное море превысили $2000 за 1 т, это в 1,5 раза выше уровня середины февраля, в связи с чем директор «Совэкона» Андрей Сизов прогнозирует дальнейшее серьезное повышение пошлины.

Также на вывоз зерновых в первом полугодии 2022 г. введены квоты: на пшеницу – 8 млн т, на рожь, ячмень и кукурузу – в сумме 3 млн т. А в середине марта правительство ввело до 30 июня запрет на экспорт зерновых в страны ЕАЭС, за исключением гуманитарной помощи и транзитных перевозок. С 15 апреля вводится вывозная квота на подсолнечное масло в 1,5 млн т и на шрот в 700 000 т. Эта мера будет действовать по 31 августа, она необходима для сохранения стабильной ситуации на рынке, считает глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. 

АПК хочет субсидий

Власти сокращают привлекательность и доступность экспорта и создают дополнительное предложение на внутреннем рынке. Механизм ценового демпфера показал работоспособность в том числе в моменты спекулятивных атак на российский рынок зерна, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. По его словам, демпфер защитил внутренних потребителей от волатильности мировых цен, сохранив при этом возможность экспортировать излишки урожая, и в сегодняшней ситуации экспортеры не видят оснований менять механизм. То, что экспортеры в принципе могут продолжать работать, уже хорошо, сказал один из крупных производителей в беседе с «Ведомостями». При высоких мировых ценах у экспортеров даже с учетом всех пошлин и квот остается хорошая маржа, считает он. 

Плавающая экспортная пошлина становится единственным рыночным и эффективным механизмом для отвязывания внутренних цен на масло от мировых, которые демонстрируют галопирующий рост, признает и исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Но он считает, что более оптимальный механизм регулирования внутренних цен – адресная поддержка социально незащищенных слоев населения, которая позволит отказаться от экспортной пошлины. «Несправедливо за счет средств производителей поддерживать всех без исключения, независимо от уровня дохода и возможностей», – полагает Мальцев. 

Регулирование внутренних цен сильнее сказывается именно на бизнесе сельхозпроизводителей, считают эксперты. На производителях масла и экспортерах само по себе наличие экспортной пошлины никак не отражается, поясняет Мальцев, но она влияет на уровень закупочной цены сырья у аграриев. Для АПК и масложировой промышленности регулятор фактически снижает цены от уровня мировых биржевых на ставку пошлины, поясняет исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. По его словам, в некоторых регионах аналитики уже высказывают сомнения в рентабельности растениеводства из-за природно-климатических условий, низкой урожайности и удаленности от портов и центральной части России. Востриков считает, что государство должно расширить поддержку нуждающихся слоев населения, а что касается поддержки производителей, то, возможно, стоит возобновить государственные товарные закупки и сырьевые интервенции для стабилизации цен.

По сравнению с товарами-лидерами экспорт другой продукции, в частности рыбы и морепродуктов, мяса, молочной продукции и т. д., менее значителен. Но госрегулирование внутренних цен может распространиться как минимум на рыбу в связи с ее резким подорожанием на мировых рынках. Росрыболовство с Минпромторгом и отраслевыми ассоциациями прорабатывает вопрос о фиксации цен на рыбу на внутреннем рынке, как это было сделано в декабре 2020 г. с ценами на сахар и подсолнечное масло, писал «Коммерсантъ». Сейчас оптовая стоимость минтая составляет 120–130 руб. за 1 кг, в то время как две недели назад – 90 руб. За последний месяц цены на российскую рыбу на внешних рынках выросли на 40%, что сделало ее экспорт очень выгодным.

Перевозчики и рыбодобытчики выступают с инициативой ввести дополнительное субсидирование перевозки рыбы по железной дороге с Дальнего Востока в центр страны. Сейчас субсидируются только перевозки минтая. В Рыбном союзе предлагали распространить эту меру только на дешевые виды рыбы, например сельдь иваси. А в Русской рыбопромышленной компании выступали за субсидирование доставки всей промысловой рыбы, чтобы сгладить мировой рост цен для потребителей в РФ.

Какие риски несет ручное регулирование цен

Внутренние цены в России могут и законодательно отвязать от индикативных котировок на зарубежных рынках и валютных курсов. В конце марта правительство направило в администрацию президента проект поправок в ГК, исключающих из гражданско-правовых договоров возможность оплаты товаров и услуг в рублях по цене, рассчитанной в привязке к инвалюте. Также нельзя будет привязывать цену сделок к показателю «биржевых или внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках» («Ведомости» рассказывали об этом 31 марта). 

Эксперты расходятся во мнениях о необходимости ручного ценового регулирования. Сейчас на российском рынке цены более стабильны, чем в европейских странах, где прогнозируется высочайший уровень продуктовой инфляции, говорит доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. По ее словам, в такой ситуации усилить заинтересованность производителей во внутреннем рынке исключительно рыночными инструментами будет крайне сложно. Необходима государственная воля, вплоть до введения квот на продажу отдельных товаров на внутреннем рынке по определенным ценам, уверена она.

В такой ситуации поставщики могут не захотеть реализовывать товар по сниженным ценам, а их финансовые возможности для восполнения убывающих запасов сократятся, возражает академический руководитель образовательной программы «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. Он считает, что одним из скрытых последствий является реализация товаров в оптовом звене «пакетным» способом, когда к востребованному товару по регулируемым ценам добавляется менее популярный товар, цены на который не регулируются ФАС. Это приводит к перераспределению маржи. По словам Лебедева, остается надежда, что изменения временные, а не постоянные, тогда и баланс спроса и предложения не потребует дополнительного контроля со стороны ФАС.