Россия пытается перенаправить экспорт угля из Европы в страны АТР

Логистика перевозок резко усложнится
Переориентация поставок российского угля в страны АТР – Китай, Японию, Южную Корею и Тайвань – видится наиболее очевидной/ Андрей гордеев / Ведомости

Россия сможет перенаправить экспорт угля из Евросоюза (ЕС) в страны АТР через морские порты европейской части страны, заявил 7 апреля вице-премьер Александр Новак. Он пояснил, что у российских компаний есть возможность экспортировать уголь на рынок АТР через недозагруженные порты – например, Тамань и свободные мощности в Балтийском море. «Все зависит от стоимости, логистики <...> Угольные компании эти вопросы сейчас тоже прорабатывают», – сказал вице-премьер (цитата по «Интерфаксу»).

В рамках пятого пакета санкций из-за проведения Россией специальной военной операции на Украине ЕС готовится запретить импорт российского угля. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 5 апреля оценивала объем этого экспорта из России в 4 млрд евро в год. Источники Reuters уточняли, что ЕС планирует ввести эмбарго на поставки российского угля с середины августа 2022 г. – на месяц позже, чем предполагалось изначально. До середины августа российские компании смогут экспортировать уголь в ЕС по действующим контрактам, спотовые закупки будут прекращены сразу после введения санкций, передавало агентство. При этом, по данным Reuters, большинство действующих контрактов на поставку угля из России – краткосрочные, они завершатся в течение 90 дней, что позволит избежать юридических рисков.

По итогам 2021 г. экспорт угля из России в ЕС составил 48,7 млн т, в том числе поставки энергетических углей – 45,3 млн т, коксующихся – 3,45 млн т, сообщил представитель Минэнерго. Доля стран ЕС в общем экспорте российского угля (223 млн т) снизилась в 2021 г. до 21,8% против 22% в 2020 г.

Россия остается крупнейшим поставщиком в ЕС: ее доля в импорте угля в 2020 г. составляла 68%, следует из данных Eurostat. По данным ФТС, в 2021 г. крупнейшими импортерами российского угля в Европе были Нидерланды – 14,9 млн т, Польша – 7,7 млн т, Германия – 7 млн т, Италия – 4,4 млн т и Франция – 2,6 млн т.

Основные экспортеры – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-уголь», Кузбасская топливная компания, «Русский уголь», «Распадская». По отчетности компаний, на поставки в Европу приходится небольшая доля экспорта. У СУЭК (лидер по добыче в РФ) – 10%, у «Распадской» (один из основных производителей коксующегося угля) – порядка 6%. «Ведомости» направили запросы в компании.

Как уголь поедет в АТР

Источник «Ведомостей» в одной из российских угольных компаний говорит, что угольщики стремятся переориентировать экспорт из Европы преимущественно в Юго-Восточную Азию (ЮВА). Перспективы для этого есть, поскольку другие поставщики займут место российских на маржинальном европейском рынке, а возможности быстро увеличить добычу в мире ограничены, поэтому в Азии возникнет дефицит, добавляет он.

Управляющий директор сектора металлургии «Открытие Research» Даниил Каримов отмечает, что для перестройки логистики на Азию нужно снять ряд барьеров, и в первую очередь найти новых потребителей. Для этого, по его мнению, компаниям придется установить «внушительные дисконты» к текущим ценам. «В дешевых энергоносителях заинтересованы Индия, Китай, Вьетнам и другие страны ЮВА. Конкурировать за потребителей на этом рынке Россия будет с Индонезией и Австралией, которые тоже могут начать предлагать скидки», – указывает Каримов.

Переориентация поставок российского угля в страны АТР – Китай, Японию, Южную Корею и Тайвань – видится наиболее очевидной, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Также перспективными являются поставки коксующегося угля в Индию, активно развивающую сталелитейную промышленность, отмечает он. По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, могут быть рассмотрены и альтернативные маршруты поставок – через Грузию в Турцию и через Каспий и Иран – в Индию.

Также угольщикам придется решить вопрос оплаты, перечисляет Каримов: Китай уже начинает проводить оплату в юанях при импорте энергоносителей из РФ, аналогичные схемы нужно выстроить и с другими странами. Аналитик также обращает внимание на «перегрузку» мощностей Восточного полигона РЖД (БАМ и Транссиб уже несколько лет загружены практически до предела – в основном тем же углем, идущим в страны ЮВА и АТР. – «Ведомости»), что заставит вывозить уголь из портов Северо-Запада и Юга России. Для экономической целесообразности таких поставок уголь должен оставаться дорогим, подчеркивает он.

Текущие спотовые цены на уровне $275–280 за 1 т за энергетический уголь в Роттердаме (CIF ARA) или $397 за 1 т премиального коксующегося угля на базисе FOB намного выше средних исторических уровней, отмечает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Он полагает, что при текущем уровне цен перенаправить объемы на иные рынки можно. Текущие цены позволяют использовать порты Юга и Северо-Запада, соглашается Гришунин. По его оценке, такие поставки возможны при цене на энергоуголь более $100 за 1 т. Перевозка угля подорожает в 3 раза, подсчитал эксперт, ее доля в цене вырастет с 20% до 30–35%, но положительная рентабельность добычи сохранится.

В целом через западные порты РФ можно отгружать более 90 млн т в год угля при перевалке в 2021 г. в 50 млн т, добавил Гришунин. По мнению Бурмистрова, наибольший потенциал связан с выходом на проектную мощность Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ, принадлежит ОТЭКО) в Тамани. ТТНГ по итогам I квартала 2022 г. был загружен лишь на 39%, отметил эксперт. Он добавил, что также есть потенциал отправки по Севморпути.

Представитель ОТЭКО сказал «Ведомостям», что проектная мощность Таманского терминала уже сегодня составляет 50 млн т в год, в перспективе увеличится до 62 млн т. Он добавил, что фактические объемы перевалки ограничены пропускной способностью железнодорожных подходов: за первые три месяца 2022 г. на ТТНГ перевалено лишь около 7 млн т угля.

Увеличения пропускных мощностей терминала ОТЭКО может и не потребоваться, считает директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев. По мнению эксперта, изменится лишь направление поставок – тот же объем, что раньше шел из Тамани в ЕС, теперь будет доставляться в Азию. В 2021 г. через порты Балтики, Баренцева и Белого морей было экспортировано 61 млн т угля, включая поставки в Марокко, Бразилию, но большей частью в Европу, поясняет он. Провозные возможности РЖД в направлении портов Запада РФ вызывают нарекания отправителей, добавляет Григорьев, при этом при поставках в Азию вырастет и время транспортировки – в 5 раз и более.

Кто сильнее пострадает от санкций

Каримов добавляет, что после запрета на импорт угля из Австралии в Китай для стабилизации торговых потоков потребовалось около года. В случае России сроки могут быть схожими, считает эксперт. По оценке Гришунина, ЕС для замены российского угля потребуется год-полтора.

По оценке Бурмистрова, больше других от запрета поставок в ЕС пострадают менее крупные игроки – «СДС-уголь» и «Каракан инвест», так как в их продажах Европа занимает большую долю. Начальник управления персонального брокерского обслуживания «БКС мир инвестиций» Сергей Кучин считает, что влияние эмбарго на показатели публичных компаний «Мечел» и «Распадская» будет ограниченным, поскольку для «Мечела» ЕС в 2021 г. обеспечил лишь 13% выручки сегмента горной добычи, а для «Распадской» – лишь 10% продаж угольного концентрата.

7 апреля обыкновенные акции «Мечела» на Московской бирже дорожали на 3,45% до 103,45 руб. за штуку, бумаги «Распадской» подешевели на 0,89% до 382,05 руб. за акцию.

В подготовке статьи участвовала Елена Филимонова