Вертолетные компании просят правительство о льготах для сохранения отрасли

Главная проблема операторов вертолетов – резко подорожавший лизинг из-за роста ставки ЦБ
Важной мерой поддержки, по словам представителя РВС, стало бы обнуление НДС по социально значимым полетам/ Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ) 6 апреля направила в правительство письмо с просьбой принять экстренные меры для поддержки отрасли на фоне санкций («Ведомости» ознакомились с документом). В Минпромторге и Минтрансе подтвердили получение письма.

Предложения АВИ разбиты на два блока: экстренные антикризисные меры и долгосрочные. В срочном порядке ассоциация просит решить вопрос с субсидированием процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств «в размере ключевой ставки ЦБ», субсидировать лизинговые платежи за российские вертолеты, взятые у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а также предоставить отсрочку по уплате НДС и налога на прибыль на один год.

В качестве долгосрочных мер поддержки АВИ предлагает субсидировать покупку российских вертолетов, обнулить НДС на вертолетные работы санитарной авиации, поисково-спасательные работы и внутренние перевозки на востоке России. Также предлагается увеличить сроки договоров финансового лизинга вертолетов до 15–20 лет и зафиксировать цены на запчасти для отечественной техники на год вперед.

«Это позволит продолжать летать на российских вертолетах, сохранить их производство и квалифицированные кадры, а также обслуживать предприятия ТЭК и выполнять социально значимые программы», – говорится в письме.

Среди текущих «системных вопросов» вертолетчики упоминают дисбаланс цены летного часа (рассчитывается на основе опыта работы со старой техникой) и текущей себестоимости у авиакомпаний, использующих новые вертолеты. Также отмечены дефицит средств на санитарную авиацию и сокращение объемов работ в «опорной» нефтегазовой отрасли в 2020–2021 гг. на 40–50%. К этому прибавилось закрытие воздушного пространства в ряде регионов России с конца февраля 2022 г. после начала специальной военной операции на Украине, отмечается в письме.

Представитель ГТЛК сказал, что в компании «не знакомы с предложениями ассоциации». «Полагаем, что они находятся в тренде системных мер поддержки, которые ГТЛК прорабатывает совместно с ключевыми кураторами и акционерами (Минтрансом, Минпромторгом, Минфином)», – добавил он. В частности, это снижение долговой нагрузки на лизинговые компании и их клиентов в связи с ростом ключевой ставки ЦБ (в конце февраля была поднята до 20%, а 8 апреля снижена до 17%. – «Ведомости»). ГТЛК является крупнейшим финансовым партнером вертолетной отрасли, следует из данных АВИ. Инвестиции ГТЛК в этом сегменте составляют 61,4 млрд руб., в ее портфеле 156 вертолетов.

По данным АВИ, в России эксплуатируется около 2800 гражданских вертолетов, две трети из них отечественного производства. Основу составляют модификации Ми-8 и старые Ми-2. Средний возраст парка – 23–25 лет. Услуги предоставляют около 120 эксплуатантов, крупнейшие из которых «Ютэйр – вертолетные услуги» («дочка» Utair), «Газпром авиа», «Ямал», авиакомпания «Конверс авиа», ПАНХ, «Русские вертолетные системы» (РВС) и ряд других. «Ведомости» направили им запросы.

Авиационные услуги в интересах нефтегазодобывающей отрасли составляют порядка 70% от вертолетных работ, еще 20–25% – санавиация, лесоавиационные работы и социальные перевозки, оставшийся объем – корпоративные перевозки и бизнес-авиация. «Ведомости» направили запросы нефтегазовым компаниям по поводу объемов работ на 2022 г. Представитель «Газпрома» заявил, что компания в основном пользуется услугами дочерней «Газпром авиа». Вертолетами перевозят грузы и вахтовый персонал, осуществляется патрулирование газотранспортных объектов. «Все работы, запланированные на 2022 г., проходят согласно утвержденным графикам», – добавил он.

Топ-менеджер одной из вертолетных компаний говорит, что в этом году перевозчик должен был получить два новых Ми-8АМТ(МТВ), но сейчас эти планы под вопросом из-за резкого роста лизинговых ставок. «У нас в лизинге примерно треть парка. Но на лизинговые вертолеты приходится основная часть выручки, поскольку они обслуживают заказы нефтегаза», – поясняет он. Именно повышение лизинговых ставок, по его словам, ставит под угрозу финансовую устойчивость компании. «Если будут повышены ставки и по текущим договорам, то они уже не впишутся в стоимость летного часа по ранее заключенным контрактам», – сказал он «Ведомостям».

«Вопрос стоимости летного часа сейчас очень больной для вертолетных операторов на фоне роста расходов», – подтверждает представитель РВС. Другая острая проблема для компании, по его словам, – это рост лизинговых платежей. ГТЛК в марте официально объявила о повышении ставок, ее примеру последуют и другие крупные лизингодатели («Ведомости» писали об этом 18 марта). «Парк РВС состоит в основном из новых воздушных судов, взятых в лизинг. Доля лизинговых платежей в общих расходах достигает 50%», – поясняет он.

По словам представителя компании, РВС «еще до вхождения в кризисную ситуацию 2022 г.» обращалась в лизинговую компанию с просьбой изменить условия, в том числе увеличить срок лизинга с нынешних 10 до 15 лет для снижения ежемесячного платежа. Представитель Национальной службы санавиации (принадлежит «Ростеху», оперирует вертолетами «Ансат») сообщил, что на работу компании негативно влияет в первую очередь рост цен на топливо (на 10–30% в зависимости от региона) и запчасти, а также аэропортовые, навигационные и другие сборы.

Важной мерой поддержки, по словам представителя РВС, стало бы обнуление НДС по социально значимым полетам (санитарная авиация, пожаротушение, лесоохрана и проч.) и смягчение требований для продления ресурса возрастных вертолетов. Не менее остро сейчас будет стоять вопрос техобслуживания вертолетов и импортозамещения, добавляет он.

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев соглашается, что у вертолетных авиакомпаний на фоне санкций, девальвации рубля и прочих факторов «возникли проблемы, которые сами они решить не смогут». В частности, у перевозчиков остается много устаревших Ми-8Т и Ми-2, а также иностранные вертолеты, эксплуатировать которые в условиях санкций «будет затруднительно». В парках российских авиакомпаний есть англо-итальянские Leonardo (Agusta Westland), французские Eurocopter, американские Robinson и Bell, следует из данных на сайтах перевозчиков. В течение 3–4 месяцев эту технику приземлят, поскольку из-за санкций сервис и поставка запчастей прекращены, говорит источник «Ведомостей» в вертолетном операторе. Другой собеседник уточняет, что общий парк иностранных вертолетов в России составляет порядка 800 единиц.

Основой благополучия вертолетной индустрии Пантелеев называет обслуживание интересов нефтегазового сектора, который в условиях сокращения поставок энергоресурсов на Запад будет перестраивать логистику. «Но замещающие проекты в РФ все равно будут реализовывать, и для них потребуются услуги вертолетных компаний», – считает он.