Вертолетные компании просят правительство о льготах для сохранения отрасли

Главная проблема операторов вертолетов – резко подорожавший лизинг из-за роста ставки ЦБ
Важной мерой поддержки, по словам представителя РВС, стало бы обнуление НДС по социально значимым полетам
Важной мерой поддержки, по словам представителя РВС, стало бы обнуление НДС по социально значимым полетам / Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ) 6 апреля направила в правительство письмо с просьбой принять экстренные меры для поддержки отрасли на фоне санкций («Ведомости» ознакомились с документом). В Минпромторге и Минтрансе подтвердили получение письма.

Предложения АВИ разбиты на два блока: экстренные антикризисные меры и долгосрочные. В срочном порядке ассоциация просит решить вопрос с субсидированием процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств «в размере ключевой ставки ЦБ», субсидировать лизинговые платежи за российские вертолеты, взятые у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а также предоставить отсрочку по уплате НДС и налога на прибыль на один год.

В качестве долгосрочных мер поддержки АВИ предлагает субсидировать покупку российских вертолетов, обнулить НДС на вертолетные работы санитарной авиации, поисково-спасательные работы и внутренние перевозки на востоке России. Также предлагается увеличить сроки договоров финансового лизинга вертолетов до 15–20 лет и зафиксировать цены на запчасти для отечественной техники на год вперед.

«Это позволит продолжать летать на российских вертолетах, сохранить их производство и квалифицированные кадры, а также обслуживать предприятия ТЭК и выполнять социально значимые программы», – говорится в письме.

Среди текущих «системных вопросов» вертолетчики упоминают дисбаланс цены летного часа (рассчитывается на основе опыта работы со старой техникой) и текущей себестоимости у авиакомпаний, использующих новые вертолеты. Также отмечены дефицит средств на санитарную авиацию и сокращение объемов работ в «опорной» нефтегазовой отрасли в 2020–2021 гг. на 40–50%. К этому прибавилось закрытие воздушного пространства в ряде регионов России с конца февраля 2022 г. после начала специальной военной операции на Украине, отмечается в письме.

Представитель ГТЛК сказал, что в компании «не знакомы с предложениями ассоциации». «Полагаем, что они находятся в тренде системных мер поддержки, которые ГТЛК прорабатывает совместно с ключевыми кураторами и акционерами (Минтрансом, Минпромторгом, Минфином)», – добавил он. В частности, это снижение долговой нагрузки на лизинговые компании и их клиентов в связи с ростом ключевой ставки ЦБ (в конце февраля была поднята до 20%, а 8 апреля снижена до 17%. – «Ведомости»). ГТЛК является крупнейшим финансовым партнером вертолетной отрасли, следует из данных АВИ. Инвестиции ГТЛК в этом сегменте составляют 61,4 млрд руб., в ее портфеле 156 вертолетов.

По данным АВИ, в России эксплуатируется около 2800 гражданских вертолетов, две трети из них отечественного производства. Основу составляют модификации Ми-8 и старые Ми-2. Средний возраст парка – 23–25 лет. Услуги предоставляют около 120 эксплуатантов, крупнейшие из которых «Ютэйр – вертолетные услуги» («дочка» Utair), «Газпром авиа», «Ямал», авиакомпания «Конверс авиа», ПАНХ, «Русские вертолетные системы» (РВС) и ряд других. «Ведомости» направили им запросы.

Авиационные услуги в интересах нефтегазодобывающей отрасли составляют порядка 70% от вертолетных работ, еще 20–25% – санавиация, лесоавиационные работы и социальные перевозки, оставшийся объем – корпоративные перевозки и бизнес-авиация. «Ведомости» направили запросы нефтегазовым компаниям по поводу объемов работ на 2022 г. Представитель «Газпрома» заявил, что компания в основном пользуется услугами дочерней «Газпром авиа». Вертолетами перевозят грузы и вахтовый персонал, осуществляется патрулирование газотранспортных объектов. «Все работы, запланированные на 2022 г., проходят согласно утвержденным графикам», – добавил он.

Топ-менеджер одной из вертолетных компаний говорит, что в этом году перевозчик должен был получить два новых Ми-8АМТ(МТВ), но сейчас эти планы под вопросом из-за резкого роста лизинговых ставок. «У нас в лизинге примерно треть парка. Но на лизинговые вертолеты приходится основная часть выручки, поскольку они обслуживают заказы нефтегаза», – поясняет он. Именно повышение лизинговых ставок, по его словам, ставит под угрозу финансовую устойчивость компании. «Если будут повышены ставки и по текущим договорам, то они уже не впишутся в стоимость летного часа по ранее заключенным контрактам», – сказал он «Ведомостям».

«Вопрос стоимости летного часа сейчас очень больной для вертолетных операторов на фоне роста расходов», – подтверждает представитель РВС. Другая острая проблема для компании, по его словам, – это рост лизинговых платежей. ГТЛК в марте официально объявила о повышении ставок, ее примеру последуют и другие крупные лизингодатели («Ведомости» писали об этом 18 марта). «Парк РВС состоит в основном из новых воздушных судов, взятых в лизинг. Доля лизинговых платежей в общих расходах достигает 50%», – поясняет он.

По словам представителя компании, РВС «еще до вхождения в кризисную ситуацию 2022 г.» обращалась в лизинговую компанию с просьбой изменить условия, в том числе увеличить срок лизинга с нынешних 10 до 15 лет для снижения ежемесячного платежа. Представитель Национальной службы санавиации (принадлежит «Ростеху», оперирует вертолетами «Ансат») сообщил, что на работу компании негативно влияет в первую очередь рост цен на топливо (на 10–30% в зависимости от региона) и запчасти, а также аэропортовые, навигационные и другие сборы.

Важной мерой поддержки, по словам представителя РВС, стало бы обнуление НДС по социально значимым полетам (санитарная авиация, пожаротушение, лесоохрана и проч.) и смягчение требований для продления ресурса возрастных вертолетов. Не менее остро сейчас будет стоять вопрос техобслуживания вертолетов и импортозамещения, добавляет он.

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев соглашается, что у вертолетных авиакомпаний на фоне санкций, девальвации рубля и прочих факторов «возникли проблемы, которые сами они решить не смогут». В частности, у перевозчиков остается много устаревших Ми-8Т и Ми-2, а также иностранные вертолеты, эксплуатировать которые в условиях санкций «будет затруднительно». В парках российских авиакомпаний есть англо-итальянские Leonardo (Agusta Westland), французские Eurocopter, американские Robinson и Bell, следует из данных на сайтах перевозчиков. В течение 3–4 месяцев эту технику приземлят, поскольку из-за санкций сервис и поставка запчастей прекращены, говорит источник «Ведомостей» в вертолетном операторе. Другой собеседник уточняет, что общий парк иностранных вертолетов в России составляет порядка 800 единиц.

Основой благополучия вертолетной индустрии Пантелеев называет обслуживание интересов нефтегазового сектора, который в условиях сокращения поставок энергоресурсов на Запад будет перестраивать логистику. «Но замещающие проекты в РФ все равно будут реализовывать, и для них потребуются услуги вертолетных компаний», – считает он.