Металлурги просят отменить акциз на жидкую сталь

Но Минфин не готов сокращать доходы бюджета
Спрос на российскую сталь есть в Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке
Спрос на российскую сталь есть в Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке / Андрей Гордеев / Ведомости

Минпромторг и Минфин рассматривают возможность отмены акциза на жидкую сталь, заявил 7 июня журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. «Мы договорились, что до конца месяца проведем детальный мониторинг, в том числе по движению денежных средств самих предприятий, чтобы понять, насколько это срочная мера для принятия оперативного решения», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

В пресс-службе Минфина уточнили «Ведомостям», что корректировки налогового режима для металлургов возможны по итогам работы в мае и июне. «По результатам этих месяцев будет получена объективная картина того, как на отрасль влияют такие факторы, как соотношение курса рубля к другим валютам, санкционные ограничения, увеличение логистических затрат для переориентации товара в Азию», – отметил представитель ведомства.

И добавил, что в министерстве считают отмену акциза на жидкую сталь нецелесообразной, так как это «долгосрочный источник финансирования расходов бюджета». Вместе с тем в Минфине признают, что за последние месяцы ситуация сильно изменилась (в частности, поменялись экспортные рынки сбыта российской продукции, выросли транспортные затраты) и «это невозможно игнорировать». «Эти вопросы требуют дополнительной проработки с целью их объективного учета в формуле акциза на жидкую сталь», – полагают в Минфине.

Из-за резкого роста цен на сталь в конце 2020 – начале 2021 г., связанного с повышенным спросом на металл после отмены коронавирусных ограничений, сверхприбыли российских металлургов, по оценке вице-премьера РФ Андрея Белоусова, составили свыше 100 млрд руб. в 2020 г.

В итоге правительство с 1 августа по 31 декабря 2021 г. ввело временные экспортные пошлины на металлы. А с 1 января 2022 г. на три года был повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов, производителей удобрений и угольщиков (его привязали к котировкам сырья на мировых рынках). Кроме этого, для металлургов также ввели акциз на жидкую сталь. За счет этого в 2022–2024 гг. правительство планировало изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов («Ведомости» писали об этом 17 февраля).

В марте 2022 г. ЕС в рамках санкций из-за специальной военной операции на Украине запретил импорт из России стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб, а также продукции из олова. Всего же за 2021 г. Россия, по данным ФТС, экспортировала только стального проката на $7,36 млрд, превысив аналогичный показатель 2020 г. вдвое. Физический объем поставок вырос на 11,6% до 8,5 млн т («Ведомости» писали об этом 13 марта).

В конце мая ассоциация «Русская сталь» (лобби компаний черной металлургии) направила помощнику президента РФ Максиму Орешкину письмо с просьбой о поддержке отрасли «из-за расширения санкций странами Запада». Подлинность письма «Ведомостям» подтвердили два источника, знакомых с его содержанием.

В частности, «Русская сталь» предлагала отмену акциза на жидкую сталь и повышенного НДПИ на руду и коксующийся уголь. Ассоциация оценила эти платежи в 10% от себестоимости металла.

«С мая 2022 г. резко ухудшилось размещение заказов на внутреннем рынке, емкость которого также снижается, – говорится в письме. – Из-за санкций недружественных стран металлурги вынуждены перенаправлять экспортные потоки с премиальных рынков Европы в Турцию и страны Азии, в основном в Китай». По оценке «Русской стали», доля покупателей из Азии в экспорте «уже превышает 50%, хотя ранее ограничивалась 10–20%». Кроме того, лобби отмечало в письме, что в сложившейся ситуации эти клиенты, пользуясь ситуацией, «требуют скидки по сравнению с традиционными рынками сбыта».

Аналитик «Финама» Алексей Калачев считает отмену акциза на жидкую сталь «разумной мерой». Он напомнил, что акциз был принят, чтобы обеспечить бюджету доходы от сверхприбыли металлургов, полученной при благоприятной рыночной конъюнктуре. Но сейчас, по словам Калачева, для перенаправления продукции на новые рынки металлургам придется продавать ее со значительным дисконтом, а также увеличивать затраты на логистику.

Но Калачев сомневается, что акциз может быть полностью или частично отменен. «Поступления от акциза уже учтены Минфином в качестве доходной части бюджета, – поясняет он. – Скорее всего, акциз могут отвязать от экспортных цен на слябы в морских портах. Введение фиксированной стоимости будет неким компромиссом».

По мнению аналитика рынка ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, вероятность отмены акциза на жидкую сталь крайне невысока. «Мы разделяем позицию Минпромторга, который утверждает, что денежные потоки российских компаний сектора черной металлургии за первые четыре месяца этого года выглядят вполне неплохо по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Минпромторг планирует проанализировать ситуацию и не собирается отменять акциз на сталь и повышенный НДПИ на руду немедленно», – отметил он.

Красноженов отмечает, что мировые цены на сталь, возможно, «достигли дна», хотя и остаются существенно выше средних уровней за последние 5–7 лет. Они могут начать восстанавливаться в ближайшее время, полагает он. «Спотовые цены на руду уже продемонстрировали значительный рост. Большинство российских стальных компаний имеют высокий уровень вертикальной интеграции в железорудном сырье, что дает им значительное конкурентное преимущество по себестоимости», – добавил он.

Цена горячекатаного проката (FOB Китай) в июне 2022 г. снизилась на 17,6% до $744/т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). Цена на стальную арматуру (FOB Турция) снизилась на 5% до $723/т.

По оценке Альфа-банка, спрос на российскую сталь есть в Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что брать дополнительный налог с металлургов, испытывающих серьезные проблемы со сбытом, сейчас не самое своевременное решение. «Эффект от отмены акциза на сталь почувствуют на себе крупнейшие производители. Для них это может снизить себестоимость на 3–5%», – уточнил он.

В качестве дополнительной меры поддержки отрасли Красноженов называет «помощь с решением логистических проблем». «Российские металлурги могут получить определенные скидки на экспорт продукции железнодорожным транспортом. Возможно также предоставление приоритета металлам при транспортировке на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб). Кроме этого, можно оптимизировать платежи в юанях, рупиях и других валютах, наладить бартерные сделки», – добавил он. Еще одна эффективная мера поддержки, по словам Калачева, связана со стимулированием спроса на сталь на внутреннем рынке, в основном за счет строительного комплекса и импортозамещения в машиностроении. Красноженов в качестве драйвера роста назвал расширение применения металлоемких технологий в строительстве.

«Ведомости» направили запросы в крупные металлургические компании.