Экспорт российских удобрений за пять месяцев рухнул на 24%

В мае объемы начали восстанавливаться благодаря переориентации с ЕС на другие рынки
Денис Абрамов / Ведомости

Экспортные поставки удобрений в январе – мае 2022 г. снизились на 24% до 12,5 млн т к аналогичному периоду 2021 г., сообщил 9 июня «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с официальной статистикой РЖД.

Сильнее всего за пять месяцев сократился экспорт через погранпереходы – почти на 48% до 3,9 млн т, экспорт через порты снизился на 5% до 8,6 млн т.

На снижение экспортных перевозок удобрений, которые транспортируются по железной дороге, косвенно указывают также данные по погрузке на сети РЖД, с которыми ознакомились «Ведомости». Так, в январе – мае погрузка удобрений в целом снизилась на 6,4% до 25,6 млн т. Наибольшее влияние на итоги пяти месяцев оказал апрель, за этот месяц погрузка удобрений просела на 13% к апрелю 2021 г. и на столько же – к марту текущего года, составив 4,6 млн т.

Институт проблем естественных монополий также ранее фиксировал существенное снижение отгрузок на внешний рынок удобрений из РФ в апреле: на 40,8% к апрелю 2021 г., снижение экспорта за январь – апрель составило 19,3%.

По данным Российской ассоциации производителей удобрений, по итогам 2021 г. на экспорт поставлялось более 60% из 58,6 млн т удобрений, произведенных в России.

В «Уралхиме» и «Уралкалии» отказались от комментариев, другие крупные экспортеры удобрений не ответили на вопросы «Ведомостей».

8 апреля Евросоюз (ЕС) в рамках пятого пакета санкций против России ограничил импорт российских удобрений. С 10 июля в течение одного года будут действовать квоты на импорт хлористого калия в размере 837 570 т и сложных удобрений с содержанием калия – 1,6 млн т. Поставки по контрактам, заключенным до 9 апреля 2022 г., могут продолжаться до 10 июля.

Но влияние санкций существенно сказывается уже сейчас, указывают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Хотя изначально санкции не коснулись напрямую российских производителей удобрений, реализация продукции усложнилась на фоне трудностей с логистикой, финансированием и страхованием, отмечает начальник отдела отраслевой экспертизы «Открытие Research» Наталья Куртасова. Основной удар по ним нанесли санкции против транспортного сектора, а также трудности в расчетах за поставки в долларах и евро, соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев. Многие зарубежные транспортные операторы отказались работать с Россией, добавляет управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Ставки фрахта судов выросли, особенно на Ближнем Востоке, из-за роста цен на бункерное топливо и дефицита судов, добавляет Куртасова.

Важными факторами, которые давят на экспортный потенциал сектора, являются санкции против владельцев и руководителей отдельных компаний, указывает Гришунин. Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов напоминает, что, например, когда власти ЕС ввели санкции против бизнесмена Андрея Мельниченко, были сразу же заблокированы банковские счета заводов Eurochem Antwerpen и Lifosa, входивших в состав принадлежащего ему «Еврохима».

Гришунин добавляет, что на экспорте отразились также запрет на вход российских судов в европейские порты и проблемы со страхованием грузов и санкции против финансового сектора, затрудняющие расчеты. В особенно трудном положении оказались морские перевозки, добавляет Хазанов. В результате возникли трудности с поставками из России удобрений в ряд государств – например, Нигерия и Бангладеш в экстренном порядке стали договариваться о закупках более дорогого калия в Канаде, отмечает он. «С наибольшими проблемами столкнулись компании, которые использовали для перевалки порты Прибалтики, добавляет аналитик BCS Global Markets Дмитрий Булгаков. – Менее уязвимы оказались поставщики, использующие российские порты, например «Фосагро».

Но в условиях высоких цен и спроса российские производители удобрений уже находят новые рынки, говорит Булгаков. Гришунин добавляет, что «Фосагро», «Уралкалий», «Еврохим» и «Уралхим» продолжают решать логистические проблемы и наращивают поставки.

Восстановление объемов экспорта, которое уже заметно по итогам мая, подтверждает статистика. В мае экспортные перевозки удобрений по сети РЖД выросли на 32,4% к уровню апреля этого года до 2,5 млн т, сообщил «Ведомостям» представитель РЖД. Источник «Интерфакса» приводит близкие цифры – 2,6 млн т. Сильнее всего, по данным агентства, нарастили экспорт «Уралкалий» (в 4,3 раза) и «Уралхим» (в 3,6 раза). «Акрон» увеличил экспортные отгрузки на 37%, «Фосагро» – на 22,5%, «Еврохим» – на 10%. Снизил в мае объемы экспорта «Тольяттиазот» – на 7,5%.

Статистика за май, по мнению Гришунина, говорит «об успешной переориентации поставок на другие рынки, хотя определенные проблемы будут сохраняться». По данным источника «Интерфакса», основными направлениями экспорта «Еврохима», «Уралкалия» и «Акрона» в мае были Бразилия и Китай, но ряд производителей (какие, не уточняется) продолжали отгружать продукцию в ЕС и США.

По оценке НРА, падение экспорта удобрений из России в 2022 г. «при условии мягких экспортных ограничений» не превысит 5–10%. Хазанов прогнозирует падение вплоть до 15%.

При этом для производителей удобрений на мировом рынке сохраняется благоприятная конъюнктура: они дорожают с начала 2021 г. на фоне роста спроса на сельхозпродукцию, задержек с вводом производственных мощностей и высоких цен на энергоносители.

Аналитики прогнозируют рост и на 2022 г. Цены на удобрения на глобальном рынке, по данным НРА, с января по апрель уже выросли почти на 30%. В мае темпы роста цен на удобрения значительно снизились, отмечает Гришунин. Цены на карбамид на мировом рынке сейчас составляют около $925–980/т, месячное снижение цен составило 6%. Но значительно дешеветь азотные удобрения не будут, так как их цена зависит от стоимости газа, цена на который высока. Цены на азотно-фосфорные удобрения (DAP) за месяц выросли на 1% до $950–1050/т.

По оценке НРА, фосфаты будут дешеветь до уровня $750–850/т. Цена на калийные удобрения составляет $560/т, но сильно дешеветь поташ не будет из-за санкций против «Беларуськалия». По прогнозу Хазанова, к концу 2022 г. карбамид может подешеветь до $900/т, DAP – до $850, хлористый калий – до $700–750. BCS Global Markets ожидает, что цены на удобрения во втором полугодии будут постепенно снижаться, но по-прежнему останутся на исторически высоком уровне.