Уход иностранных брендов одежды и обуви позволит заработать маркетплейсам

Их продажи могут вырасти на 50–100 млрд рублей за счет параллельного импорта
Переток покупок из офлайна на интернет-площадки происходит с такой скоростью, что для маркетплейсов макроэкономические проблемы почти не заметны/ Максим Стулов / Ведомости

Уход крупнейших иностранных брендов одежды и обуви увеличит продажи маркетплейсов. За счет параллельного импорта продавцы этих сервисов смогут дополнительно увеличить выручку на сумму, сопоставимую с оборотом офлайн-магазинов 20 остановивших работу в России сетей за 2021  г., т. е. почти на 100 млрд руб., подсчитал оператор национальной системы маркировки «Честный знак» – Центр развития перспективных технологий. Его аналитики в своем исследовании брали в расчет продажи 20 крупнейших по выручке компаний за прошлый год – Adidas, Puma, Zara, H&M, Massimo Dutti, Christian Dior, IKEA, Uniqlo и проч. 10 обувных сетей, которые заявили о заморозке работы в нашей стране, за прошлый год продали товаров на 51,2 млрд руб., а 10 ритейлеров, занимавшихся реализацией продукции легкой промышленности, – на 48,1 млрд руб. Всего, по оценке консалтинговой компании Knight Frank, из 160 международных брендов, остановивших продажи в России после начала спецоперации на Украине, 21% приходится на бренды одежды. Представители «Честного знака» считают, что спрос на товары таких ритейлеров еще длительное время останется высоким.

Главными выгодоприобретателями ухода иностранных компаний из России действительно станут мультикатегорийные маркетплейсы, согласны ​​гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров и партнер аналитической компании Data Insight Борис Овчинников. Их основное преимущество заключается в гибкости и способности работать одновременно с большим количеством продавцов, объясняет первый. Второй добавляет, что перечень продавцов и предлагаемых брендов на маркетплейсах сильно изменился уже в апреле. По словам Овчинникова, переток покупок из офлайна на интернет-площадки происходит с такой скоростью, что для маркетплейсов макроэкономические проблемы почти не заметны. Например, в мае число заказов интернет-магазинов почти удвоилось к маю 2021 г., составив 31,1 млн сделок, следует из данных Data Insight.

Делать вывод о том, что люди потратят те же деньги на покупку товаров, привезенных через механизм параллельного импорта, некорректно, считают эксперты. Это лишь одна из мер частичного замещения для российских потребителей ассортимента ушедших брендов, говорит представитель Ozon. К тому же параллельный импорт пока еще находится в зачаточном состоянии, замечает Бурмистров. Например, на Ozon уже доступны некоторые товары, ввезенные по этой схеме, однако их доля невелика – основной ассортимент площадки формируется за счет предложений российских продавцов и производителей, сказал представитель маркетплейса.

Небольшие предприниматели, которые продают товары на таких площадках, гораздо быстрее могут адаптировать свои процессы к меняющимся внешним условиям и использовать новые возможности для развития бизнеса, добавил представитель «Яндекс.Маркета».

Для того чтобы оборот малых и средних компаний вырос до сопоставимых значений с крупными игроками, необходимо несколько условий, говорит собеседник «Ведомостей» в одном из интернет-магазинов. По его словам, перечень товаров, разрешенных к ввозу в рамках процедуры параллельного импорта, должен расширяться. А легализацию параллельного импорта следует продлить минимум до конца 2024 г. За счет этого у малого и среднего бизнеса появится уверенность в стабильности этого механизма, пояснил он.

В перспективе параллельный импорт окажет предпринимателям существенную поддержку: они смогут увеличить свой доход и создать новые рабочие места, уверен представитель Wildberries. Он считает, что этот механизм положительно повлияет на стабилизацию цен, так как в страну будет ввезено больше товаров.

Из-за сокращения ассортимента ушедших брендов и удорожания логистики продавцы маркетплейсов в этом году смогут заработать на параллельном импорте максимум половину от выручки анализируемых «Честным знаком» ритейлеров, или 50 млрд руб., считает Бурмистров. По его словам, рынок fashion-ритейла свернется в рублевом выражении, в том числе из-за падения покупательной способности россиян. По словам Овчинникова, интерес к товарам ушедших сетей снизится еще и из-за отсутствия доверия к оригинальности продукции и рекламы.

Пробелы в товарном ассортименте будут замещаться новыми российскими сетями, считает Бурмистров. Овчинников же уверен, что конкуренцию товарам, ввезенным по процедуре параллельного импорта, составят сети из Азии. Он поясняет, что при нынешнем курсе рубля российские производители окажутся неконкурентоспособными. Кроме того, по его словам, инвестировать сейчас в расширение производства очень рискованно из-за нестабильных поставок оборудования и сырья. При этом оба эксперта сошлись во мнении, что россияне не начнут массово заказывать обувь и товары легкой промышленности на AliExpress. Текущие сроки доставки не совпадают с теми, к которым привыкли покупатели, к тому же многие испытывают настороженность по отношению к зарубежным покупкам и их оплате, говорит Овчинников.