Транспортные компании начали избавляться от грузовиков

При спаде грузопотоков и росте цен на обслуживание машин держать парк становится нерентабельно
Автоперевозчики обнаружили у себя лишние грузовики/ Сергей Бобылев / ТАСС

Весной – летом 2022 г. крупные автоперевозчики стали продавать грузовики из-за спада грузопотоков, снижения ставок на перевозки и увеличения стоимости обслуживания техники. В основном речь идет о распродаже парка седельных тягачей – как российских, так и импортных.

На проблему уже обратил внимание гендиректор «Камаза» (крупнейший российский производитель тягачей) Сергей Когогин. В беседе с журналистами на ПМЭФ-2022 он сообщил, что несколько крупных эксплуатантов грузовиков из Набережных Челнов стали продавать технику. Названия компаний Когогин не уточнил.

Одним из крупнейших коммерческих эксплуатантов тягачей «Камаз» является компания «Итеко». В ее парке около 3500 грузовиков, более 1000 из которых «Камазы». По словам источника «Ведомостей», близкого к компании, «Итеко» была вынуждена продать часть своих машин. Но о каком именно количестве техники идет речь, собеседнику не известно. Представитель «Итеко» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Delko продала около 300 тягачей, сократив парк до 3400 грузовиков, сказал «Ведомостям» источник, близкий к компании. Тем, кто возил грузы в Европу, пришлось переориентироваться на российский рынок (ЕС в апреле запретил въезд российских фур на свою территорию. – «Ведомости»), плюс из Москвы и Санкт-Петербурга резко сократился объем вывоза продукции, объясняет собеседник. В итоге рынок логистических услуг перенасыщен, идет давление на ставку за провоз груза, говорит он.

Globaltruck собирается в этом году планово продать 70–100 грузовиков из своего парка объемом примерно 1270 единиц, передал «Ведомостям» через представителя гендиректор перевозчика Илья Саттаров. Рынок автоперевозок сжимается, но крупные клиенты в преддверии высокого сезона хотят иметь надежного партнера-перевозчика, который не будет спекулировать и резко повышать ставку, отмечает он.

На внутреннем рынке теперь делят работу те, кто остался без международных рейсов и клиентов в лице свернувших свой бизнес в России компаний, отмечает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Некоторые компании переориентировались на Турцию и Среднюю Азию, но грузопотоки по этим направлениям только начинают формироваться, говорит он.

По словам Матягина, идет демпинг цен, на популярных направлениях из Москвы и Петербурга тарифы упали на 40–50%. Многие компании продают ту часть транспортных средств, которая находится в собственности, чтобы закрыть лизинговые обязательства и «дыры в обороте», добавил он.

О сформировавшемся профиците мощностей в автоперевозках после закрытия европейских направлений и падении ставок говорят и другие участники рынка. Часть компаний переориентировались с европейских направлений на внутрироссийские, подтверждает гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

По его словам, ставки фрахта грузовиков достигли предельно низких значений, в июле стоимость километра пробега упала на 3–4% по сравнению с тарифами до февраля 2022 г.

Гендиректор логистической компании «Траско» Евгений Шакалида называет главной проблемой снижение грузопотока из-за выбытия ряда традиционных направлений перевозок и ухода производителей с российского рынка. Решение проблемы будет во многом зависеть от того, как быстро российские производители перестроятся на новые рынки и организуют логистические цепочки, считает он. «Траско» планирует продать в этом году 5% парка, состоящего из 430 машин, добавил Шакалида.

«Среди наших транспортных партнеров есть несколько компаний, которые выводят в последние месяцы старую крупнотоннажную технику из оборота», – говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Помимо переориентации грузопотоков на внутрироссийские направления дополнительным вызовом для логистов является сокращение предложения запчастей и увеличение срока их поставки для тягачей, отмечает он. По словам Миронова, это приводит к увеличенному времени простоя автомобилей, требующих ремонта.

С началом СВО на Украине европейские марки Volvo, MAN, Scania, Iveco, Mercedes и Renault начали останавливать обслуживание по гарантии, напоминает Матягин. О проблемах с обслуживанием автопарка говорит и Иевлев. Из-за роста затрат по этой статье ряд перевозчиков вынуждены продавать тягачи, отмечает он. По оценке топ-менеджера, за март – июнь цены на подержанные грузовики иностранных марок выросли в 2 раза, на отечественные – на 70%. Цены на запчасти показали рост на 15–25%, стоимость техобслуживания – на 80%, продолжает он.

Проблемы с техобслуживанием машин, по словам Шакалиды, решаются параллельным импортом [запчастей] либо за счет обслуживания грузовиков при поездке в другие страны, например в Турцию.

Схема параллельного импорта позволила заместить только 10–15% требуемого объема запчастей для грузового транспорта, отмечает президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков. По его словам, в основном дефицит затронул запчасти для грузовиков европейских марок, а на имеющиеся позиции сильно выросли цены.

Продажи подержанных грузовиков в России в мае 2022 г. выросли на 9% в годовом выражении до 19 121 единицы, следует из данных «Автостат инфо» (на основе количества регистраций в ГИБДД). Статистика за июнь пока не представлена. В январе – мае российский рынок техники б/у вырос на 12% до 109 426 шт. Лидер рынка – «Камаз», в мае было продано 5456 грузовиков этой марки (+24%), за пять месяцев – 29 546 (+13%).