В России рухнул объем хранения и обработки товаров на складах

Невостребованные площади позволяют ритейлу и фастфуду закупать товар впрок
Чтобы заработать, логистические компании развивают более маржинальные комплексные услуги доставки товаров/ Евгений Разумный / Ведомости

Объем складского хранения у Pony Express (управляет 77 600 кв. м складов и терминалов в РФ) снизился в марте – июле на 35–40%, сообщила директор департамента контрактной логистики Pony Express Элена Головач.

С этой оценкой соглашается директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Russia Константин Фомиченко. Исполнительный вице-президент по контрактной логистике Noytech Supply Chain Solutions (независимый бренд компаний, ранее входивших в Kuehne + Nagel) Евгений Макаров приводит более скромную оценку высвободившихся складских площадей – до 10%. Большинство клиентов пока не приняли окончательного решения о статусе работы в России, пояснил он «Ведомостям». Более существенно, по словам топ-менеджера, из-за приостановки бизнеса отдельных клиентов упали объемы обработки товаров (их оборачиваемость) на складах: за январь – июль они сократились на 50% по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 г.

Коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский уточняет, что с серьезным падением объемов складских операций в основном столкнулись те компании, которые сотрудничали с зарубежными брендами и поставщиками. «Падение объемов складских операций у таких компаний достигает 70%, они осуществляют в основном хранение товаров», – сказал он «Ведомостям».

В частности, курьерская служба СДЭК, управляющая 40 000 кв. м складских помещений в России, сообщила об увеличении объемов ответственного хранения за апрель – июль на 160% год к году (абсолютные цифры компания не приводит).

По словам руководителя направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России (у компании более 800 000 кв. м в РФ) Артема Хомышина, сокращение объемов хранения и обработки грузов на складах приводит к серьезному падению прибыли логистических холдингов. «Залог успеха игроков на этом рынке, помимо повсеместной автоматизации бизнес-процессов, заключается в большом количестве складских операций, каждая из которых оплачивается заказчиком отдельно», – поясняет Латинский из Sota Logistic. Только хранение товара на складе с минимальным количеством операций, по его словам, «в лучшем случае обеспечивает работу в ноль» и с трудом покрывает текущие издержки (аренда, выплата зарплат, налоги и проч.).

Средняя базовая арендная ставка в Московском регионе, по данным Хомышина, составляет 5600 руб. и ОРЕХ (операционные расходы) 1300 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС. Согласно открытым данным брокеров, на которые ссылается Хомышин, в Московском регионе в начале 2022 г. уровень вакантности площадей на наиболее востребованных у логистических компаний складах класса А (одноэтажные здания из металлоконструкций или сэндвич-панелей, построенные после 1994 г.) был менее 0,5%, а сейчас он достигает 5%.

При этом, по словам Хомышина, стоимость строительства складских мощностей за семь месяцев 2022 г. увеличилась почти на 40%, что сказывается на снижении скорости ввода новых площадей в эксплуатацию и способствует поддержанию спроса на уже существующие складские объекты и повышению базовой арендной ставки (по итогам II квартала 2022 г. рост составил 30% к аналогичному периоду 2021 г.).

По оценкам Knight Frank Russia, в мае 2022 г. объем качественных складских площадей, предлагаемых в субаренду, вырос по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г. в 4 раза до 500 000 кв. м («Ведомости» писали об этом 27 июня). В Московском регионе – в 3 раза до 300 000 кв. м. Показатель свободных для аренды площадей от девелоперов по схеме прямой аренды на конец мая 2022 г. увеличился до 445 000 кв. м.

По словам Головач из Pony Express, тренд на уменьшение объемов ответственного хранения может продлиться до конца 2022 г., а «сдержанное восстановление» рынка начнется не ранее IV квартала. Полноценную стабилизацию объемов и рост спроса на складские мощности логистические компании смогут увидеть лишь в перспективе 2–3 лет, считает директор по складским операциям STS Logistics Дмитрий Николаев.

Чтобы заработать, логистические компании развивают более маржинальные комплексные услуги доставки товаров. Например, STS Logistics масштабирует свой «бесшовный сервис»: включает внешнеторговый контракт, импортную мультимодальную перевозку, таможенное оформление, хранение в РФ и доставку груза до двери. Похожий сервис есть у ПЭК. Pony Express предоставляет услугу «торгового агентирования»: закупку и доставку необходимой номенклатуры товаров через страны присутствия, в том числе Турцию и Киргизию.

Директор бизнес-подразделения ПЭК:3PL Игорь Евсеев отмечает, что если раньше компании использовали преимущественно стратегию управления запасами just-in-time (точно в срок), подразумевающую снижение объемов хранения и оптимизацию затрат, то сейчас переходят на принципиально иную модель just-in-case (на всякий случай), т. е. увеличивают складские запасы.

Этот тренд подтвердили «Ведомостям» компании в сфере ритейла и общественного питания. В частности, за март – июнь на 40% увеличила складские запасы компания «Материально-техническое снабжение» – поставщик фильтров STAL из КНР для дорожно-строительной техники, на 30% вырос объем закупок ресторанной компании «Максим» (она сформировала запас брендированных стаканов, порционного сахара, зубочисток), увеличил в 1,5 раза объем хранения ритейлер одежды и аксессуаров «Снежная королева», компания «ПК «Уральский лидер» в преддверии высокого сезона, который стартует в апреле, нарастила складские запасы снеков на 200% до 500 т.-