Siemens Energy уйдет из России вслед за Siemens

Оборудование по технологии Siemens Energy вырабатывает около 6,5% электроэнергии в нашей стране
Vincent West / Reuters

Немецкая Siemens Energy, работавшая в России с 1852 г., планирует уйти с российского рынка до конца сентября, следует из ее квартальной финансовой отчетности за апрель – июнь. В документе говорится, что по итогам 2022 финансового года, который у компании завершится 31 сентября, Siemens Energy потеряет около 400 млн евро выручки от операций, связанных с Россией. «Ожидается, что мероприятия по реструктуризации [российских активов] будут завершены к концу текущего финансового года без дальнейших существенных финансовых последствий», – говорится в отчете. С 2023 г. компания не ожидает серьезных негативных финансовых последствий из-за российского фактора.

Выручка Siemens Energy за III квартал 2022 г. (апрель – июнь) снизилась на 4,7% до 7,3 млрд евро, чистый убыток компании вырос на 73,5% и составил 533 млн евро относительно аналогичного периода прошлого года. EBITDA компании за кваратал – 20 млн евро.

Общее падение выручки могло быть и больше, следует из отчетности, из-за значительных убытков ВИЭ-подразделения Siemens Gamesa Renewable Energy (SGRE), производящей ветрогенераторы. Но это снижение было компенсировано ростом показателя в подразделении Siemens Gas and Power.

В России Siemens Energy принадлежит компания «Сименс трансформаторы», 65% в СП с «Силовыми машинами» ООО «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ). Кроме того, Siemens Gamesa является поставщиком ветрооборудования для «Энел Россия», а газотурбинные установки Siemens составляют значительную часть оборудования на ТЭС российских генерирующих компаний, так же как и турбины американской GE, ранее также объявившей об уходе с российского рынка. Газотурбинные двигатели Siemens также используются для подачи газа в газопровод «Северный поток» (о проблемах проекта с возвратом из ремонта турбин Siemens «Ведомости» писали 15 июня, 26 июля и 4 августа).

Концерн Siemens запустил процедуру ухода из РФ в мае после начала СВО на Украине. Компания сообщала о выходе из «Уральских локомотивов» (СП с «Синарой»), прекращает деятельность в России также подразделение компании «Сименс мобильность», будут распроданы и другие активы («Ведомости» писали об этом 12 мая). Siemens Energy, которая стала самостоятельной компанией в результате корпоративной реорганизации (spin-off) концерна Siemens в 2020 г., до сих пор не делала официальных заявлений на этот счет.

Сейчас в России крупные ТЭС с газовыми турбинами обеспечивают около 8% (22 ГВт) выработки электроэнергии в России, при этом, по оценке НРА, на турбины Siemens Energy приходится около 80% от этих объемов, остальные – на GE. По мнению эксперта группы корпоративных рейтингов АКРА Дениса Красновского, после ухода Siemens Energy из России главная проблема будет заключаться в сервисном обслуживании турбин Siemens на ТЭС.

Представитель «Силовых машин» заявил, что компания обеспечит генераторы запчастями к турбинам ГТЭ-160, ранее производившимся «Силовыми машинами» по лицензии Siemens. Он также напомнил, что компания сейчас работает над созданием отечественных газовых турбин средней и большой мощности. По его словам, в конце 2022 г. планируется собрать на стенде предприятия головной образец турбины ГТЭ-170. Планируемый срок готовности головного образца турбины ГТЭ-65 – 2024 г. «Первая серийная турбина будет поставлена для Нижнекамской ТЭЦ в 2023 г., в 2024 и 2025 гг. будут поставлены четыре турбины для Каширской ГРЭС», – сказал собеседник. К 2025 г. «Силовые машины» намерены выйти на сборку восьми турбин средней и большой мощности в год с перспективой расширения производства до 12 турбин ежегодно. На вопрос о том, продана ли 35%-ная доля «Силовых машин» в СТГТ, представитель компании не ответил.

Представитель «Юнипро» (российская дочерняя генкомпания немецкой Uniper) уточнил, что турбины Siemens установлены на блоке № 5 Яйвинской ГРЭС мощностью 448 МВт. Ближайший плановый ремонт блока, по его словам, запланирован на ноябрь 2022 г. и пока информации об отказе от исполнения обязательств по сервисным договорам по оборудованию Siemens в «Юнипро» не поступало.

У «Т плюса» сегодня семь установок Siemens (пять ГТЭ-160 и две SGT-800) общей мощностью 1,1 ГВт, это около 7% от установленной мощности электростанций компании. Замгендиректора по производству и строительству «Т плюса» Денис Уланов передал через представителя, что «ближайшие большие инспекции» оборудования Siemens на станциях в Перми, Кирове, Ижевске, Дзержинске и Владимире запланированы на 2023 г. Уланов добавил, что сейчас компания прорабатывает различные альтернативные варианты сервисного обслуживания данных турбин.

В «Газпром энергохолдинге» (ГЭХ) отказались от комментариев, в «Интер РАО», «Фортуме» и «Сибирской генерирующей компании» (входит в СУЭК) не ответили.

Большинство парогазовых установок (ПГУ; объединяет газовую и паровую турбины) в России находятся в зонах, где нет существенного энергодефицита, отметил менеджер практики по работе с компаниями энергосектора Kept Олег Дудихин. Поэтому, по мнению эксперта, вывод из эксплуатации турбин Siemens может привести к повышению цен на оптовом энергорынке, но на надежности энергоснабжения не скажется.

Решить проблему с двигателями для «Северного потока» будет сложнее. Для полной замены оборудования Siemens на компрессорной станции «Портовая», по оценкам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, потребуется 11 двигателей «Ладога-32» по лицензии GE, которые выпускает «РЭП-холдинг» (входит в ГЭХ). Эти отечественные двигатели мощностью 32 МВт установлены на незапущенном газопроводе «Северный поток – 2», напоминает Гришунин. «РЭП-холдинг» также производит газоперекачивающие агрегаты мощностью 25 МВт с газовыми турбинами Т25. Но использовать и те и другие, по мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, можно лишь при постройке новых сухопутных газопроводов, но не для замены импортных агрегатов на уже действующих.

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин называет перспективы ухода Siemens Energy из России «туманными». Компания может выйти из капитала дочерних структур в РФ, передав доли топ-менеджменту с возможностью вернуть контроль спустя какое-то время. «Возможна продажа активов по символической цене в условный 1 руб., но также с опционом на обратный выкуп акций. Но последние два варианта, скорее всего, смогут быть реализованы только после снятия ограничений на сделки с долями [иностранных компаний]», – рассуждает юрист.