Минпромторг предложил отменить экспортную надбавку к тарифу РЖД для металлургов

Это поддержит заводы, но не решит коренным образом проблемы сектора
При условии благоприятной ценовой политики, согласно проекту стратегии, Россия может переориентировать на восток около 7 млн т металлургических грузов в год/ Евгений Разумный / Ведомости

Минпромторг предлагает скорректировать или отменить экспортную надбавку в 8% к железнодорожному тарифу РЖД для металлургов, чтобы снизить транспортную составляющую в стоимости конечной продукции. Об этом говорится в подготовленном министерством проекте стратегии развития металлургии до 2030 г., с которым ознакомились «Ведомости».

Согласно документу, министерство также выступает за предоставление металлургическим предприятиям скидок к железнодорожному тарифу на перевозку в контейнерах и предлагает при индексации этого тарифа вернуть принцип «инфляция минус». В проекте поясняется, что с 2022 г. металлурги «вынуждены перестраивать собственные логистические цепочки в восточном направлении», что приводит к росту издержек из-за увеличения транспортного плеча.

По данным ФТС, в 2021 г. российские металлурги поставили в Европу только стального проката 8,5 млн т на $7,36 млрд. Санкции закрывают этот рынок для значительной части металлургической продукции из РФ: в частности, ЕС запретил импорт из России стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб.

При условии благоприятной ценовой политики, согласно проекту стратегии, Россия может переориентировать на восток около 7 млн т металлургических грузов в год. В среднем, по подсчетам Минпромторга, расстояние перевозки по железной дороге при экспорте метпродукции выросло на 2300–7900 км.

Помимо дополнительных издержек от роста тарифа на контейнеры-платформы (был поднят сразу на 11% с 1 июля 2022 г.), в которых перевозится металлопродукция, для отрасли введены дополнительные повышающие коэффициенты (тарифные надбавки), в том числе на экспорт, указано в документе.

Экспортная надбавка к тарифу РЖД в 13,4% с августа 2014 г. действовала для нефти и нефтепродуктов, постепенно ее распространили на все виды грузов, а с января 2017 г. ее снизили до 10%. С 2014 г. надбавку устанавливала РЖД, но с 2019 г. эти полномочия перешли к ФАС. По решению правительства с 2019 по 2025 г. коэффициент закрепили на уровне 8% за исключением нефтяных грузов и алюминия (на них надбавка не распространяется).

Представитель ФАС заявил «Ведомостям», что в условиях изменившейся конъюнктуры рынка «для проработки указанных предложений необходимо оценить планируемые в 2022 г. объемы перевозок продукции металлургических компаний, маршруты и увеличение выручки РЖД, вызванное удлинением маршрута перевозок». Он добавил, что минимальная величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов перевозчиков.

Собеседник также напомнил, что решения по скидкам к тарифу на перевозку металлургической продукции в рамках установленных ФАС ценовых пределов («тарифный коридор», в рамках которого скидка может достигать 50%. – «Ведомости») принимаются РЖД самостоятельно «исходя из экономической эффективности».

В Минэкономразвития и РЖД отказались от комментариев. В Минпромторге, Минтрансе, «Северстали», «Металлоинвесте», ММК, НЛМК, Evraz, «Мечеле», ОМК, ТМК не ответили на запросы.

на 12%

с середины июля выросла цена на горячекатаный прокат в Азии. 10 августа, по данным LME, она составляла $644,5/т (FOB Китай)

Металлурги в этом году уже просили снизить тарифы РЖД или отменить экспортные и другие надбавки. Последний раз об этом 27 июля писал первому вице-премьеру Андрею Белоусову глава ассоциации «Русская сталь» (лобби крупных предприятий черной металлургии), совладелец «Северстали» Алексей Мордашов («Ведомости» рассказывали об этом 2 августа). Топ-менеджер в письме говорил о критической ситуации c перевозками металлопродукции на экспорт из-за роста стоимости перевозок.

Как ранее писал РБК, в июле 2022 г. расходы на экспорт металлопродукции в среднем достигли 15% от конечной стоимости продукции, через Дальний Восток – 23%. Весной транспортная составляющая была на уровне около 7%. По данным издания, с $40 на 1 т в январе транспортные расходы выросли до $56 на 1 т в июне.

Цена на горячекатаный прокат в Азии 10 августа составляла $644,5/т (FOB Китай), свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). С середины июля котировки выросли на 12%, но с начала года сталь подешевела на 14%. Ценовой пик в 2022 г. пришелся на начало марта, когда стоимость проката достигала $950/т.

В письме Мордашова сказано, что металлургам «удалось убедить РЖД» в необходимости корректировки тарифов после согласования решений на уровне правительства. Но, как уточняет источник «Ведомостей» в металлургической компании, РЖД «сначала принципиально согласилась, но почти сразу стала сдавать назад». Сейчас, по словам собеседника, «вопрос остается открытым».

Но и ситуация в РЖД после начала СВО усложнилась. На фоне санкций монополии пришлось временно отказаться от расходов на мероприятия, не связанные напрямую с организацией перевозок («Ведомости» писали об этом 8 марта). Также, как рассказывали «Ведомости» 3 марта, РЖД отказывалась от банковских гарантий грузоотправителей и переходила к 100%-ной предоплате услуг за перевозку. А в апреле правительство приняло решение докапитализировать РЖД на 250 млрд руб. из ФНБ. Премьер-министр Михаил Мишустин пояснил, что дополнительные средства позволят не снижать темпы модернизации БАМа и Транссиба и развития инфраструктуры Центрального транспортного узла, а также продолжить приобретение подвижного состава. По мнению аналитиков InfraOne Research, с учетом санкций и удорожания заемного капитала с большой вероятностью в 2022 г. мог существенно вырасти дефицит инвестпрограммы РЖД, а сами объекты инвестпрограммы могли подорожать.

В июле 2022 г. погрузка на сети РЖД снизилась на 5,5% год к году до 102,1 млн т, за январь – июль – на 3,2% до 716,9 млн т. Погрузка черных металлов за семь месяцев, по данным РЖД, выросла на 0,4% до 40,2 млн т.

По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, потери РЖД при отмене экспортной надбавки «даже на самом длинном транспортном плече от Череповца (основные мощности «Северстали») до Находки» составят около $7 с 1 т. При этом такие дополнительные затраты, по его мнению, не могут коренным образом повлиять на способность российских компаний «предлагать металл на более выгодных условиях, чем зарубежные конкуренты».

Но источник, близкий к меткомпании, утверждает, что, если экспортная надбавка будет сохранена, компании будут вынуждены «совсем отказаться от железнодорожных перевозок на азиатском экспортном направлении в пользу морских». «Но и по ним возможности сейчас сильно ограничены», – добавляет он.

По данным источника «Ведомостей» в крупной металлургической компании, только экспортная надбавка в 8% обходится предприятиям, входящим в «Русскую сталь», в 4–5 млрд руб. в год. Промышленный эксперт Леонид Хазанов напомнил, что в 2018 г., когда обсуждалось сохранение экспортной надбавки на железнодорожные перевозки до 2025 г., потери металлургов за семь лет оценивались в 45 млрд руб., или по 6,4 млрд руб. в год. Теперь же, по его подсчетам, из-за падения спроса и цен на металлопродукцию на мировом рынке и одновременного роста логистических затрат потери можно оценить в 10–20 млрд руб. только в 2022 г.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сейчас главная проблема металлургов – крепкий рубль. Если доллар подорожает с 60 руб. хотя бы до 75 руб., то ситуация у экспортоориентированных отраслей существенно улучшится, добавил он. Кроме того, по его словам, есть гораздо более пострадавшие отрасли, например деревообрабатывающая и угольная. «У угольщиков тарифная нагрузка существенно выше, так как помимо общей индексации тарифа [РЖД] им отменили скидки, а с 10 августа они лишились возможности экспортировать топливо в ЕС», – пояснил Бурмистров.

Точечная донастройка тарифов для отдельных отраслей выглядит, по мнению эксперта, нелогичной с учетом необходимости финансирования и реализации инвестпрограммы РЖД и может вылиться в «некий парад лоббистских суверенитетов», когда все будут требовать для себя преференций.