Базовые масла в России дешевеют из-за падения спроса на фоне санкций

Возможности быстро перенаправить экспорт из Европы на другие рынки ограничены
Переработка нефти в России в январе – июле 2022 г. снизилась на 3,7%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Избыток предложения и ослабление спроса на внутреннем рынке наряду со снижением экспорта из-за антироссийских санкций привели к снижению цен на базовые масла в России, говорится в обзоре Argus от 24 августа (есть у «Ведомостей»).

В обзоре отмечается, что из-за санкций экспорт смазочных материалов из России в июле 2022 г. снизился относительно июня на 7% до 69 400 т. «Это на 31,8%, или на 32 400 т, ниже, чем в феврале, до введения санкций», – указывают аналитики. Поставки через порты Балтики – основной канал экспорта масел из России – в июле составили лишь 16 400 т, это на 51% меньше февральского объема. Железнодорожные отгрузки базовых и готовых масел в адрес российских покупателей, по данным экспедиторов, напротив, повысились на 18% по сравнению с июнем и на 21% по сравнению с февралем до 123 200 т.

Избыток предложения на внутреннем рынке оказал давление на цены. По данным трейдеров, на которые ссылается Argus, индустриальные масла марок И-20 и И-40 производства Новоуфимского, Новокуйбышевского и Ангарского НПЗ с поставкой в августе можно было приобрести в диапазоне 75 000–76 000 руб. за 1 т на базисе FCA, что примерно на 6%, или на 5000 руб., ниже июльских цен. Августовские партии И-20 с Ярославского и Омского НПЗ стоили дороже, порядка 79 000–80 000 руб. за 1 т из-за ограниченного предложения этого продукта на спотовом рынке, следует из отчета. Более вязкие марки масел этих заводов предлагались с дисконтом к И-20: ярославское масло И-40 – по 75 000–76 000 за 1 т, И-50 – порядка 78 000 руб. за 1 т.

После начала СВО России на Украине западные страны стали отказываться от импорта российской нефти и нефтепродуктов. США и Великобритания объявили эмбарго на российскую нефть еще в начале марта, а ЕС 31 мая в рамках шестого пакета санкций согласовал частичный запрет на морские поставки из РФ (ограничения для нефтепровода «Дружба» мощностью 720 000 барр./сутки вступят в силу в конце февраля 2023 г.). Отказываться от закупок нефти и нефтепродуктов из России также стали международные трейдеры.

Добычу нефти Россия летом смогла практически восстановить за счет переориентации. Вице-премьер РФ Александр Новак еще в конце мая говорил, что ее добыча в стране в 2022 г. может снизиться до 480–500 млн т с 524 млн т в 2021 г., т. е. на 5–8%. По его словам, в апреле падение добычи в стране составило примерно 1 млн барр./сутки. Но в середине июня Новак сообщил, что Россия восстановила добычу примерно на 600 000 барр./сутки, она приблизилась к уровню февраля 2022 г.

В то же время эксперты отмечали, что перенаправить экспорт нефтепродуктов будет сложнее и это приведет к переориентации НПЗ на поставки на внутренний рынок и к сокращению нефтепереработки в стране («Ведомости» писали об этом 24 июня). Альфа-банк оценивал, что экспорт нефтепродуктов в 2022 г. может упасть на 20%.

По данным ЦДУ ТЭК, переработка нефти в России в январе – июле 2022 г. снизилась на 3,7% до 158,3 млн т при росте добычи на 3,3% до 309,5 млн т​​. В июле переработка составила 23,9 млн т (-0,2% к июлю 2021 г.).

По словам представителя Минэнерго, производство и экспорт базовых масел проходят в стабильном режиме, с начала года экспорт «снизился незначительно - на 9%». Сохраняется высокая диверсификация экспорта, уверяет он. Собеседник также говорит, что «необходимые меры поддержки экспортеров и производителей масел могут быть рассмотрены при получении соответствующих обращений», но пока таких не поступало.

Основные производители смазочных материалов в России – «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Танеко» (входит в «Татнефть»). «Ведомости» направили запросы в эти компании.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк отмечает, что в предыдущие годы основным направлением экспорта базовых масел из России был европейский рынок. Эксперт указывает, что, по данным аналитической компании TK Solutions за 2018–2020 гг., российские базовые масла главным образом поставлялись в Нидерланды (16,5%), на Украину (10%), в Латвию (8,5%) и в Сингапур (7,3%). По его мнению, восстановить экспорт масел России в среднесрочной перспективе не удастся. «На азиатском, как и на других направлениях, высока конкуренция в этом сегменте, и, поскольку речь идет о продукции с добавленной стоимостью, возможности продажи в Азию с дисконтом (по аналогии с нефтью) ограничены», – поясняет Миронюк.

Эксперт добавляет, что для завоевания конкурентного рынка необходимы существенные маркетинговые усилия и активная работа зарубежных представителей. «Вероятно, до конца текущего года принципиально решить ситуацию профицита [в России] базовых масел не получится», – заключает Миронюк.

Зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» (объединяет производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев называет избыточное предложение базовых масел на внутреннем рынке «ситуативным явлением», связанным с переориентированием товарных потоков. «Базовые масла – это продукция с высокой добавленной стоимостью, которую значительно проще продать из-за ограниченности предложения. Кроме того, их проще транспортировать, цена доставки относительно стоимости невысока. И поэтому экспортный потенциал масел значительно шире, чем у сырой нефти», – поясняет он.

По мнению Гусева, к концу 2022 г. российские поставщики базовых масел смогут безболезненно перенаправить экспортные потоки на альтернативные рынки.

Представитель ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД) сказал «Ведомостям», что удешевления цен на моторные масла не наблюдается.