В Госдуме предложили ввести регулирование цен на уголь

За прошлый год топливо для некоторых ТЭС подорожало в 3 раза
В рекомендациях также указано на необходимость «как можно скорее» запустить регулярные биржевые торги углем/ Андрей Гордеев / Ведомости

Комитет Госдумы по энергетике предложил разрешить закупку угля на бирже для государственных и муниципальных нужд, а также проработать возможность госрегулирования цен на уголь для ТЭС Дальнего Востока. Об этом говорится в рекомендациях (есть у «Ведомостей») по итогам прошедшего в июле заседания экспертного совета при комитете. В документе отмечается, что они направлены в профильные федеральные органы исполнительной власти и правительство. Зампредседателя комитета Валерий Селезнев уточнил «Ведомостям», что рекомендации ушли 25 августа.

В обсуждении в рамках экспертного совета принимали участие представители Минэнерго, ФАС, товарной биржи СПбМТСБ, а также «Русгидро» и угольного холдинга СУЭК (обе компании присутствуют в ТЭК Дальнего Востока). В материалах к заседанию указано, что с увеличением цен на энергетический уголь на мировых рынках растут и цены внутри страны. Рост для отдельных генераторов в 2021 г., как следует из документа, достигал 100–300%.

Выпустить котельные на биржу

Как писали «Ведомости», для снижения рисков негативного развития ситуации на рынке угля Минэнерго и ФАС планировали осенью 2022 г. наладить регулярные биржевые торги этим топливом. Для этого угольщиков, занимающих доминирующее положение, обяжут выставлять не менее 10% от объема реализации в РФ угля марок Д и ДГ. Комитет Госдумы рекомендовал также разработать проект закона, дающий право государственным и муниципальным учреждениям покупать уголь «на организованных (биржевых) торгах». Изменения предлагается внести в закон № 44-ФЗ «О контрактной системе». В материалах круглого стола говорится, что «Минэнерго совместно с регуляторами рынка уже формирует предложения по внесению таких изменений».

Представитель Минэнерго заявил, что предлагаемые изменения «создадут конкуренцию, которая снизит количество посредников при закупке угля и обеспечит прозрачность сделок». По данным ведомства, на нужды населения и коммунально-бытовых потребителей в 2021 г. поставлено 27,7 млн т угля, за шесть месяцев 2022 г. – 11,9 млн т.

В материалах к заседанию также сообщается, что «Русгидро» предложила проработать регулирование цен на уголь для энергопредприятий Дальневосточного федерального округа (ДФО). Компания указывала, что прогноз Минэкономразвития по ценам на уголь, на основании которого ФАС ежегодно индексирует энерготарифы для Дальнего Востока, составляет на 2022 г. +3,9%. Но фактически в осенне-зимнем периоде 2021–2022 гг. цены на уголь для крупнейших энергообъектов «Русгидро» в ДФО выросли на 200–400% в сравнении с 2020 г. В результате убытки Дальневосточной генерирующей компании (входит в «Русгидро») в 2022 г., по предварительным оценкам, составят 17,8 млрд руб.

Для энергетики Дальнего Востока цена топлива более критична, чем для других регионов. В ценовых зонах оптового рынка (Сибирь, Урал, европейская часть страны) генкомпании продают электроэнергию на оптовом рынке по рыночным ценам, в которые закладывается и стоимость топлива. В ДФО сохранена тарифная модель, где в регулируемой цене электроэнергии учтен плановый рост стоимости топлива, а не реальные предложения поставщиков.

Представитель «Русгидро» заявил, что сейчас цены на уголь «несколько снижаются, но по-прежнему высоки», а расходы на него в полном объеме не учтены в тарифах на тепло и электроэнергию. Такая ситуация, по словам представителя компании, влечет убытки дальневосточных энергокомпаний и предприятий ЖКХ. Он подчеркнул, что разработка и внедрение механизма регулирования поставок угля для энергетики по ценам, учтенным в тарифах, позволят нормализовать финансовое положение и повысить надежность энергоснабжения потребителей.

Но представитель Минэнерго ранее сообщал «Ведомостям», что в этом году цены на уголь в России падают: топливо марки Д (основное для российских ТЭС) с начала года подешевело с 3339 до 2931 руб./т, марки СС – с 7943 до 4681 руб./т, марки Т – с 7021 до 5441 руб./т.

В протоколе по итогам заседания комитета зафиксирована рекомендация «рассмотреть и оценить финансовые последствия перехода к регулированию цен на уголь для энергопредприятий ДФО». Представитель Минэнерго напомнил, что угольная промышленность «является частным и нетарифицируемым сектором экономики». И переход на регулирование цен на уголь, по мнению ведомства, может способствовать появлению дефицита на внутреннем рынке, уточнил он.

В рекомендациях к правительству также указано на необходимость «как можно скорее» запустить регулярные биржевые торги углем. Пробные поставки на биржу СПбМТСБ начались еще в 2019 г., но торги проходили нерегулярно и в незначительных объемах, а в 2021–2022 гг. не было ни одной угольной сделки.

Представитель ФАС сообщил «Ведомостям», что совместный приказ службы и Минэнерго о начале регулярных биржевых торгов углем направлен в Минюст и они могут быть запущены «к началу 2023 г.». Вопрос о возможности внесения изменений в 44-ФЗ он переадресовал в Минфин. Представитель Минфина говорит, что протокол заседания комитета ГД в ведомство не поступал. Представитель СПбМТСБ напомнил, что биржа «неоднократно предлагала» внести такие поправки в закон о госзакупках.

Брокер муниципалитету не нужен

Эксперты в целом позитивно оценивают инициативы по расширению биржевых торгов топливом, в том числе для государственных и муниципальных нужд. Член совета по развитию контрактной системы ТПП Дмитрий Тортев пояснил, что сегодня для приобретения на бирже угля, ГСМ или газа муниципалитет не может обойтись без брокеров-посредников либо без контрактации «по длинному циклу», на полгода-год вперед. Фактически уголь, по его словам, приобретается не тогда, когда это выгодно, а «когда выделили деньги». По словам зампредседателя правления ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрия Гусева, так же происходит и с мазутом, который, как правило, закупается в осенне-зимний сезон, т. е. в период высокого спроса, по максимальной стоимости. «При этом в бюджет обычно закладывается цена, рассчитанная как средняя за прошлый год, умноженная на дефлятор, равный уровню инфляции. Отсюда постоянная недостача финансирования у субъектов», – поясняет он.

По словам аналитика «Финама» Алексея Калачева, биржевая торговля углем должна сформировать внутренний бенчмарк при заключении оптовых контрактов на внутреннем рынке, не привязанный к экспортному нетбэку. «Но чтобы получить объективную цену, нужно обеспечить не только предложение, но и спрос. Государственные и муниципальные закупки для этого подходят», – сказал он. По оценке НРА, на нужды государственных и муниципальных учреждений приходится порядка 13–15% внутреннего рынка энергетического угля, или 15–20 млн т в год.

Положения закона № 44-ФЗ, по словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Сергея Учителя, позволяют ввести регулирование цен на уголь, закупаемый для выработки электроэнергии. Но, по мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в 2022 г. это не слишком актуально, поскольку уголь и так дешевеет. «Ценовых аномалий не наблюдается», – подтверждает руководитель отдела аналитики ресурсных секторов «Ренессанс капитала» Борис Синицын. По его данным, цена базисной марки в Кузбасском регионе в 2020 г. в среднем составляла 1350 руб./т без НДС при покупке у производителя против 2000 руб./т на середину августа 2022 г.