Ювелирная компания Sokolov планирует выпустить облигации

Это позволит привлечь средства на развитие сети
Sokolov объединяет крупнейшее в Европе ювелирное производство (20 млн изделий в год весом более 40 т), аффинажный завод, 4000 оптовых дистрибуторов в России и за рубежом/ Евгений Разумный / Ведомости

Группа Sokolov планирует до конца года выпустить первый облигационный заем, сообщил «Ведомостям» ее представитель. Совет директоров компании принял принципиальное решение по этому поводу, но параметры размещения будут утверждены позже, уточняет источник в ней. По словам управляющего партнера бренда Артема Соколова, они будут зависеть от потребностей компании в фондировании и экономической ситуации в конкретный момент. Сейчас, по словам представителя Sokolov, группе нужно порядка 5 млрд руб. для расширения розничной сети с примерно 400 монобрендовых магазинов до 1000 торговых точек. Соколов добавляет, что компания уже прошла независимый аудит отчетности за 2021 г. по МСФО. Согласно заключению АО «Технологии доверия – аудит» (экс-PwC), выручка холдинга (без НДС, таможенных и других обязательных отчислений) составила 22 млрд руб., увеличившись за год в 2 раза. Размер EBITDA – 2,3 млрд руб. – обусловлен пятикратным увеличением розничной сети бренда: с 69 до 350 фирменных магазинов.

Sokolov был основан в 1993 г. потомственным ювелиром Алексеем Соколовым и его женой Еленой. Сейчас бизнесом управляет их сын Артем. Принадлежащая семье компания объединяет крупнейшее в Европе ювелирное производство (20 млн изделий в год весом более 40 т), аффинажный завод, 4000 оптовых дистрибуторов в России и за рубежом.

Инвестаналитики разошлись в оценках перспектив привлечения средств на долговом рынке. 5 млрд руб. – слишком большая сумма, чтобы ее можно было привлечь с помощью этого инструмента одним лотом, а потому, скорее всего, группе придется делать несколько растянутых во времени выпусков, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин обращает внимание, что разместить облигации в размере 5 млрд руб. при EBITDA в 2,3 млрд руб. будет проблематично.

Успех размещения будет зависеть от множества факторов: выбора организаторов, открытости компании, ее финансового положения, наличия и уровня кредитного рейтинга, считает аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Козлов. Он отмечает, что денежные средства, привлеченные с помощью выпуска облигаций, могут быть дороже банковского кредита, но облигации обладают рядом преимуществ. К примеру, там нет залогового обеспечения и привязки к определенным статьям расходов. С точки зрения диверсификации финансирования это хороший способ найти необходимые деньги, согласен Суворов, особенно если эмитент даст рынку привлекательную ставку – выше 10%.

6166 руб.

составил средний чек на украшения в первом полугодии 2022 г., по данным аналитического центра Sokolov. По сравнению с прошлым годом он вырос на 12%. При этом рост розничных цен по итогам полугодия составил 28% из-за скачка биржевых цен за золото и волатильности рубля весной этого года

На российском долговом рынке ювелирный бизнес пока представлен слабо, обращает внимание Прокудин. Крупнейшая компания, которую можно отнести к этой отрасли, – это «Алроса». Еще пример – «Первый ювелирный дом», но, по словам аналитика, у этой компании очень плохой кредитный рейтинг, на уровне ruB-, из-за тяжелой долговой нагрузки. Но это не мешает ей успешно размещать облигационные займы даже при значительно меньших объемах бизнеса, отмечает Козлов.

Расширение розничной сети в текущей обстановке может быть рискованным, отмечает генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. «Бренд Sokolov работает в сегменте масс-маркета, и, хотя спрос пока растет на фоне инфляционных ожиданий покупателей, уже осенью ситуация может измениться», – считает Уткин. По его словам, если в ближайшее время российская экономика вступит в рецессию, то доходы целевой аудитории бренда снизятся и это скажется на продажах группы. При этом наличие крупной сети с неизбежными затратами на аренду и зарплату персоналу может оказать большое давление на доходы компании и это главный риск такой масштабной экспансии, резюмирует Уткин. Он также обращает внимание и на бурный рост прямых продаж ювелирных украшений через интернет производителями, и на стремление заводов, равно как и покупателей, избегать розничной наценки.

В Sokolov не согласны с такими прогнозами. Представитель группы говорит, что розница бренда строится на синергии онлайн- и офлайн-продаж, где магазины выступают как пункты выдачи заказов. За первое полугодие 2022 г. оборот розничной сети бренда вырос в 3 раза и достиг 9,6 млрд руб. А продажи через мобильное приложение и сайт увеличились в 4 раза и делают уже половину розничного оборота компании.

В случае благоприятной экономической ситуации по итогам года привлечение инвестиций через рынки ценных бумаг может иметь смысл и в этом случае выход Sokolov в 2023 г. на IPO, от идеи которого компания пока не отказывалась, будет пилотным проектом для российской ювелирной отрасли, говорит Уткин.

В первом полугодии 2022 г. российский рынок ювелирной розницы (включает только офлайн) составил 140 млрд руб., снизившись на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным аналитического центра Sokolov.