Железнодорожный транзит контейнеров из Китая в ЕС в 2022 году сократится вдвое

РЖД пытается нивелировать это снижение за счет внутрироссийских перевозок
Пик падения российского контейнерного транзита еще не пройден/ Евгений Разумный / Ведомости

Рост объемов транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу через территорию России в 2022 г. сменился падением. Это следует из данных ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), операторских и логистических компаний, которые изучили «Ведомости». О резко негативном тренде в этом сегменте перевозок говорил 3 октября на брифинге заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. По его данным, за девять месяцев 2022 г. контейнерный транзит по сети РЖД сократился на 17,6%, в том числе в сообщении Китай – Европа – Китай на 35%.

Для сравнения: с января по сентябрь 2021 г. транзитные перевозки грузов в контейнерах по железной дороге из КНР в ЕС через территорию России выросли на 47% к аналогичному периоду 2020 г. и составили 568 700 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). По итогам прошлого года РЖД удалось достичь абсолютного рекорда за всю историю российских и советских железных дорог – было перевезено 1,76 млн TEU (+34% к 2020 г.), в том числе 1,1 млн TEU между Китаем и Европой. Более 60% транзитных перевозок в контейнерах из Китая в Европу и обратно осуществляет ОТЛК ЕРА (совместное предприятие РЖД, Белорусской и Казахстанской железных дорог). За прошлый год она перевезла 692 500 TEU (+27% к 2020 г.). Но весной этого года объемы контейнерного транзита начали резко снижаться: с 57 827 TEU в январе до 31 987 TEU в апреле.

По оценкам директора по стратегии и развитию группы Fesco Максима Шишкова, по итогам восьми месяцев 2022 г. падение контейнерного транзита достигло 38%. Основное снижение, по его словам, пришлось на период с апреля по август 2022 г. Прежде всего на северо-западных маршрутах, в том числе через порт Санкт-Петербурга и сухопутный маршрут через Калининград.

В январе 2022 г. РЖД заявляла о планах нарастить транзитные перевозки контейнеров до 4 млн TEU к 2027 г. Тогда же представитель монополии говорил, что транзит грузов в контейнерах принесет компании около 2% доходов от грузовых перевозок, не уточняя конкретную сумму. Доходы РЖД за 2021 г. по МСФО выросли на 11% к предыдущему году и составили 2,5 трлн руб., в том числе 1,6 трлн руб. (+8%) от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре.

Транзит контейнеров по итогам 2022 г. просядет на рекордные 25%, прогнозировал Шило во время брифинга.

Тенденцию снижения транзита подтвердили «Ведомостям» и другие участники рынка. По словам гендиректора компании ModernWay Николая Ольшанского, объем контейнерных перевозок компании по направлению Китай – Европа «сократился до нуля». Ранее доля таких отправок в общем объеме, по его словам, составляла 20%. Падение транзита, по его словам, в первую очередь связано с внесением РЖД в санкционные списки ЕС и проблемами со страхованием европейскими компаниями грузов, следующих через территории России и Белоруссии.

По данным ModernWay, сильнее всего объемы просели на погранпереходах «Эрлянь – Замын Ууд» и «Маньчжурия – Забайкальск». По пунктам пропуска между Китаем и Казахстаном «Алашанькоу – Достык» и «Алтынколь – Хоргос» уровень транзитных перевозок сокращается меньше (цифр по ним компания не приводит). «Это связано с тем, что наибольшее количество поездов в Европу отправляется с китайских станций Чэнду, Чунцин и Сиань, маршруты которых проходят через указанные погранпереходы», – поясняет Ольшанский.

Национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions (ранее компания входила в международную логистическую сеть Kuehne+Nagel) Федор Токарев добавил, что на контейнерный транзит также негативно повлиял уход крупнейших мировых судовладельцев, которые ранее «предлагали выстроенные сервисы, включающие и железнодорожный транзит через территорию РФ». Maersk Line, CMA-CGM, MSC и другие перестали работать с портами Дальнего Востока еще весной 2022 г. сразу после начала СВО на Украине («Ведомости» писали об этом 2 марта).

«Грузопотоки в Европу ушли с прямого железнодорожного сообщения на deep sea (океанские перевозки на большие расстояния. – «Ведомости»), поскольку мест на судах для доставки морским транспортом в Европу теперь достаточно», – говорит Токарев. При этом стоимость морского фрахта из Китая, по словам руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, теперь в ЕС в 1,5 раза дешевле перевозки по железной дороге (цифр он не назвал).

По словам коммерческого директора SOTA Logistic Кирилла Латинского, весной на транзит помимо санкционного давления также негативно влияли и коронавирусные ограничения в КНР.

Ольшанский говорит, что европейские логистические операторы сейчас «придают большое значение» работе через альтернативные маршруты, в частности так называемый Middle Corridor (Средний коридор). То есть доставка грузов по железной дороге через территорию Казахстана с последующим трансшипментом (перевалкой) через порты Каспийского моря и отправкой далее либо по Черному морю через порты Поти (Грузия) и Констанца (Румыния), либо по железной дороге через Турцию. «Но практика показала, что данный маршрут не готов к обработке большого потока», – считает топ-менеджер.

Активно развивает транзитные маршруты в обход территории России также и КНР. В 2015 г. размер китайских инвестиций на эти цели оценивался в $40 млрд, и с тех пор бюджет только увеличивается. Сейчас для обхода создается еще один коридор в рамках программы ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия через Черное и Каспийское моря). По нему 13 апреля 2022 г. отправлен первый контейнерный поезд из китайского Сианя в немецкий Мангейм.

Пик падения российского контейнерного транзита не пройден, уверен Суховерша. По оценкам Латинского, снижение по итогам года составит 50–55% к 2021 г. По мнению Шило, падение транзита может быть нивелировано «за счет увеличения внутрироссийских перевозок и импорта». В январе – сентябре по сети РЖД, по его данным, проследовало 4,8 млн TEU (+0,5% год к году). Внутрироссийские перевозки контейнеров выросли на 3,6%, импортные – на 13,5%, а экспортные снизились на 3,5%. В 2022 г. холдинг планирует перевезти не менее 6,3 млн TEU, что сопоставимо с показателями 2021 г.

Но ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что внутрироссийские и импортные перевозки вряд ли смогут полностью компенсировать выпавший транзит и снижение контейнерных перевозок во всех видах сообщения по году составит не менее 7–10%.