Бывший топ-менеджер РЖД будет работать с проблемными активами крупнейшей лизинговой компании России

Андрей Старков назначен заместителем гендиректора ГТЛК
Андрей Старков ушел из РЖД в марте 2021 г./ alania.gov.ru

Бывший заместитель гендиректора «Российских железных дорог» (РЖД) Андрей Старков перешел на работу в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к компании. По их словам, Старков занял должность заместителя генерального директора ГТЛК. «На новом месте Старков будет осуществлять контроль за имуществом и работу с проблемными активами», – уточнил один из собеседников «Ведомостей». «Ведомости» направили запрос в ГТЛК.

Старков был заместителем гендиректора РЖД Олега Белозерова с 2017 по 2020 г. На этом посту Старков курировал работу «дочек» и зависимых предприятий госкомпании. Например, в рамках его направления в ноябре 2019-го проходила продажа контроля в «Трансконтейнере», одном из крупнейших железнодорожных операторов. За контроль РЖД получила от победителя аукциона – группы «Дело» Сергея Шишкарева – 60,3 млрд руб., вдвое больше стартовой цены.

В ведении Старкова также было управление, сдача в аренду и продажа всех объектов госмонополии, в том числе вокзалов и офисных зданий. РЖД – один из крупнейших собственников имущества в России, в уставном капитале которого более 420 000 объектов. Одним из последних крупных проектов топ-менеджера в недвижимости была застройка территории Рижского грузового двора Москвы (объем инвестиций оценивался в 100 млрд руб.).

В июне 2020 г. Старкова назначили директором по корпоративному управлению РЖД, и в этой должности он проработал до весны 2021 г. В марте прошлого года транспортный портал Gudok.ru сообщил, что Старков принял решение уйти из РЖД и продолжить трудовую деятельность в другом направлении. «За значительный вклад в достижение высоких результатов деятельности железнодорожного транспорта Старков Андрей Краснославович награжден именными часами генерального директора – председателя правления РЖД», – писал портал со ссылкой на департамент управления персоналом госкомпании.

Проблемные активы ГТЛК

Проблемы в портфеле ГТЛК начались в период пандемии, отмечает независимый отраслевой эксперт Максим Худалов. Тогда компании пришлось пересматривать более 60 контрактов, как так клиенты столкнулись с обвалом спроса вследствие введенных ограничений, особенно в отрасли авиаперевозок, добавил он. «В этот период и создавалась дирекция по работе с проблемными активами, поскольку ранее в компании за ликвидацию просроченных платежей отвечали подразделения, инициировавшие предоставление лизинга клиентам», – пояснил Худалов. По его словам, с точки зрения снижения конфликта интересов наличие отдельной структуры по урегулированию проблемной задолженности выглядит предпочтительнее, так как позволяет избегать злоупотреблений отдельных менеджеров.

Ситуация с проблемными активами в авиационной отрасли действительно обострилась на фоне пандемии COVID-19, когда многие авиакомпании не могли выполнять свои обязательства в прежнем объеме из-за обвала перевозок, подтвердил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В 2020–2021 гг. ГТЛК удалось урегулировать отношения с некоторыми авиаперевозчиками, среди которых были «Азимут», «Комиавиатранс», «Русские вертолетные системы», «Сибирская легкая авиация», АТК «Ямал», напомнил Пантелеев. Не без труда, но были найдены решения по долгам авиакомпании «Ираэро», добавил он.

Среди «проблемных» перевозчиков, с которыми ГТЛК не удалось договориться, – авиакомпания «Скол», напомнил Худалов. Она занимается в основном вертолетными перевозками в Восточной и Западной Сибири (у компании на 2021 г. действовал запрет от Росавиации на эксплуатацию воздушных судов). По «Сколу» ведется исковая работа, которая должна привести к передаче компанией флота другому оператору, который сможет обслуживать свои обязательства по платежам перед ГТЛК, говорит Худалов. В июле 2022 г. суд признал перевозчика банкротом, часть вертолетов уже перешла к новым эксплуатантам, добавил Пантелеев.

После начала СВО на Украине Евросоюз объявил запрет на продажу воздушных судов и запчастей к ним российским авиакомпаниям. Также было запрещено страхование и техническое обслуживание товаров, связанных с авиационной и космической отраслями. Лизинговые компании не будут заключать новые контракты с российскими компаниями и должны разорвать действующие до конца марта. Помимо этого Евросоюз и ряд других стран, включая Великобританию, Канаду и США, закрыли свое воздушное пространство для самолетов из России. Вслед за этим за рубежом начались аресты десятков самолетов российских авиакомпаний, находящихся в иностранных реестрах.

Сегмент гражданской авиации представляет около 55% просроченных платежей, также с просроченными платежами столкнулись пассажирские перевозки на железной дороге, отмечает эксперт. «Но в целом объем проблемной и потенциально проблемной задолженности ГТЛК в лизинговом портфеле оценивался на уровне 6%, что можно признать приемлемым уровнем с учетом происходящих в мировой транспортной отрасли событий», – заключил Худалов.

При этом ситуация, сложившаяся в 2022 г., благоприятна для эксплуатантов самолетов Superjet 100 – они востребованы и, как правило, активно работают на международных направлениях, говорит Пантелеев. «Кроме того, временные проблемы с поставками вертолетов «Ансат», отгрузки двигателей для которых прекращены из-за санкций, помогут более эффективно загружать существующий парк этих вертолетов», – подытожил эксперт.

ГТЛК – крупнейшая лизинговая компания в России. На март 2022 г. авиапарк компании насчитывал 310 воздушных судов, общий объем инвестиций в авиационную промышленность составляет более 430 млрд руб., указано на сайте ГТЛК. Весной этого года компания попала под санкции ЕС и Великобритании, а летом – США. Вместе с этим в 2022 г. несколько топ-менеджеров покинули ГТЛК, сообщали ранее «Ведомости». В январе из нее ушел заместитель гендиректора по авиации Антон Королев, в феврале – первый заместитель гендиректора ГТЛК Максим Агаджанов. Он отвечал за развитие бизнеса, в том числе международного. В сентябре стало известно, что Роман Лядов ушел из советов директоров зарубежных «дочек» ГТЛК – GTLK Asia и GTLK Middle East.

Проблемный «Скол»

Основной офис созданной более 20 лет назад авиакомпании «Скол» находится в Калининграде. Компания была одним из крупнейших операторов вертолетных перевозок в России, также работала за рубежом. Среди постоянных ее клиентов были «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Славнефть», «Алроса», «Роснефть», ООН, администрация Сургутского района ХМАО-Югра.

В 2017–2019 гг. ГТЛК передала «Сколу» 30 отечественных вертолетов и пять самолетов L-410. Вся техника была поставлена в рамках госпрограмм по развитию малой авиации. Со II квартала 2019 г. авиакомпания начала допускать неплатежи по заключенным контрактам, которые со временем стали системными. В июне 2021 г. ГТЛК расторгла договоры лизинга в одностороннем порядке. Сумма задолженности «Скола» только перед ГТЛК составляет более 8 млрд руб., кроме того, у «Скола» есть и другие кредиторы – банки, аэропорты и налоговая служба.

В июле 2022 г. Арбитражный суд Калининградской области признал «Скол» банкротом по иску ГТЛК. Суд также постановил открыть конкурсное производство, прекратить полномочия предыдущего руководителя Сергея Шилова, которому принадлежала авиакомпания. Конкурсным управляющим был утвержден Алексей Белокопыт.