Для SSJ-New и МС-21 поставили отечественное радиооборудование

«Росэлектроника» заменит им европейские и американские компоненты
SSJ-New должен стать импортозамещенной версией ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)/ rostec.ru

Научно-производственное предприятие «Полет» холдинга «Росэлектроника» (входит в госкорпорацию «Ростех») установило отечественное оборудование связи на первый опытный самолет SSJ-New, сообщил «Ведомостям» представитель «Росэлектроники». До этого такое оборудование закупали в США, Франции и Израиле.

В частности, «Полет» передал «Иркуту» (разработчик самолета) радиостанцию метрового диапазона для приема и передачи данных, антенны ближней связи, программное обеспечение для управления и маршрутизации радиосвязи, рассказал представитель «Росэлектроники». Компания также передала комплект аппаратуры внутренней связи АВСА-21 для передачи информации между членами летного экипажа и бортпроводниками в салоне самолета, оповещения пассажиров, получения оповещений от систем сигнализации. «Готовится к отправке оборудование на второй опытный SSJ», – добавил собеседник.

SSJ-New должен стать импортозамещенной версией ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), который пока на 70% состоит из иностранных комплектующих. Как писали «Ведомости», разработка SSJ-New обойдется в 120–130 млрд руб. В эту сумму входит и создание российского двигателя ПД-8, на котором будет летать SSJ-New. Нынешний SSJ100 летает на франко-российском двигателе Sam146, производство которого с марта этого года прекращено.

Схожие радиостанции сейчас готовятся к отправке и для нового российского среднемагистрального самолета МС-21, продолжает представитель «Росэлектроники».

Помимо этого, на судно установят антенны ближней связи, а также радиостанции, которые обеспечивают дальнюю телефонную радиосвязь экипажей самолетов гражданской авиации между собой и с диспетчерами наземных служб управления воздушным движением.

Правительство в новой, утвержденной в июне 2022 г. программе развития авиаотрасли до 2030 г. признало «беспрецедентным» масштаб санкций против российской авиации. Авторы документа констатировали, что восполнить выбывающий парк иностранных самолетов за счет отечественных быстро не получится, поскольку степень импортозависимости российского авиапрома все еще высока.

Что такое «Барс-МВ»

Радиостанция «Барс-МВ» МВ-диапазона предназначена для оснащения магистральных самолетов гражданской авиации, указано на сайте «Ростеха». Радиостанция «Барс-МВ» обеспечивает двустороннюю симплексную речевую связь экипажа с наземными службами управления воздушными судами (УВД) и между экипажами самолетов в воздухе. С помощью радиостанции осуществляется автоматический обмен данными с наземными службами УВД в режимах ACARS и VDL-2, а также непрерывный контроль аварийных сигналов на частоте 121,5 МГц без нарушения основных функций связи и управления. К телефонному выходу могут подключаться от одной до четырех пар низкоомных или высокоомных телефонов.

Но определенные шаги в этом направлении уже делаются. Согласно документу, в 2022–2023 гг. планируется построить опытные образцы SSJ-New с максимальным импортозамещением агрегатов и систем, включая двигатели ПД-8. Обновленный самолет должен быть сертифицирован в 2023 г. Всего, согласно программе, до 2030 г. предусматриваются поставка 1036 воздушных судов для нужд гражданской авиации. Из них 142 единицы SSJ-New и 270 самолетов МС-21-310. Выпуск последнего в импортозамещенной версии (с двигателями ПД-14 вместо Pratt & Whitney) должен начаться в 2024 г.

Санкции США, Европы и Японии заставляют разработчиков авиационной электроники более ответственно подходить к выбору электронной компонентной базы (ЭКБ) и материалов, рассуждает технический директор производителя авиаоборудования «Навигатор» Сергей Чанушкин. Разрабатываемая в отрасли аппаратура предназначена для производства и использования в течение десятков лет, поэтому подбирается комплектация, которая окажется доступной на протяжении всего жизненного цикла изделий, поясняет он. Любые доработки стоят дорого – в том числе из-за необходимости снова проходить сертификацию, объясняет Чанушкин.

По его словам, сейчас в любых подобных разработках рассматриваются прежде всего отечественные комплектующие, но российская электронная промышленность пока не покрывает всех потребностей предприятий.

В России есть технологии по изготовлению модулей для авиационной радиосвязи, но микросхемы в них могут быть импортными, полагает исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский.

Рост применения импортной ЭКБ отечественным авиапромом был обусловлен желанием сократить усилия по разработке и улучшить технические характеристики деталей, объясняет Чанушкин. Важно и то, что зарубежные решения были доступны в течение считанных недель, а не под заказ, подчеркивает он. Но по некоторым позициям отечественная электронная промышленность все же сохранила свое лидерство, отмечает собеседник.

Многие комплектующие и компонентная база для самолетов производятся в России, подтверждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но чипы разработчикам в большинстве случаев по-прежнему приходится закупать за рубежом, знает эксперт. «Сейчас российские предприятия располагают практически полным спектром технологий для создания связного оборудования для гражданских самолетов. При этом в ходе технологического обновления за минувшие годы было приобретено достаточно оборудования, повышающего качество монтажа и производительность», – заключил Пантелеев.