Пассажиропоток железной дороги в 2022 году не дотянул до доковидных показателей

Но это может произойти уже в этом году
Евгений Разумный / Ведомости

Перевозки пассажиров по железной дороге в России в 2022 г. выросли год к году на 7,8% до 1,136 млрд человек. Но они так и не достигли показателей допандемийного 2019 года, снизившись относительно пика трехлетней давности на 5,3%. Это следует из оперативных данных РЖД, раскрытых компанией 9 января 2023 г.

Сильнее всего выросли перевозки в дальнем следовании – на 17,8% до 108,3 млн человек к уровню 2021 г. Это обусловлено в том числе закрытием 11 аэропортов на юге и в центральной части страны после начала СВО на Украине: для удовлетворения спроса на перевозки в южном направлении РЖД в течение года назначали дополнительные составы.

Перевозки в пригородном сообщении в 2022 г. увеличились на 5,1% до 86,7 млн пассажиров.

Но по сравнению с 2019 г. количество пассажиров, воспользовавшихся поездами дальнего следования, уменьшилось на 7%, пригородными электричками – на 4,9%.

Результат 2022 г. также незначительно превысил прогноз РЖД, опубликованный в декабре прошлого года, – 1,13 млрд пассажиров.

За декабрь 2022 г. на инфраструктуре РЖД было перевезено всего 95 млн пассажиров, что на 6,7% больше уровня декабря 2021 г. Наиболее существенно увеличились перевозки в дальнем следовании – на 26,8% год к году, до 8,3 млн человек. Пригородные перевозки увеличились в декабре на на 5,1% до 86,7 млн пассажиров.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напоминает, что РЖД в этом году увеличила количество пассажирских поездов не только на юг, но и по другим направлениям, в частности расширилась география туристических поездов. При оценке динамики перевозки пассажиров, по его мнению, необходимо также учитывать незначительные объемы международных пассажирских перевозок в 2022 г. «ввиду внешнеполитических причин». «Отказ от эксплуатации поезда «Аллегро» (Петербург – Хельсинки), прекращение международного железнодорожного пассажирского сообщения с европейскими странами не позволили освоить отложенный пандемией спрос на перевозки», – подчеркивает эксперт. Он также указывает, что железнодорожникам пришлось учитывать инфраструктурные ограничения на сети, «балансируя между перевозкой пассажиров и грузов».

В начале декабря 2022 г. эксперты говорили «Ведомостям», что транспортный комплекс РФ, вероятнее всего, не достигнет допандемийных показателей 2019 г. (см. «Ведомости» от 9 декабря 2022 г.). В частности, они тогда отмечали, что на начало 2022 г. во многих российских регионах продолжали действовать антиковидные меры, ограничивающие перемещения людей. Это привело к «снижению транспортной подвижности» и в совокупности со СВО сказалось на снижении темпов восстановления пассажиропотока в 2022 г., отмечали эксперты.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников добавляет, что достигнуть показателей 2019 г. также помешало в 2022 г. «общее падение располагаемых доходов граждан». «Недостижение РЖД доковидных показателей в объемах перевозок пассажиров по итогам 2022 г. обусловлено сохранением в целом сложной социально-экономической обстановки», – соглашается ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Михаил Ширыборов.

Отложенные негативные эффекты воздействия на экономику коронавируса и продолжающаяся СВО в 2023 г. также могут помешать достигнуть показателей 2019 г., считает Шапошников. С ним согласен ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Вряд ли в 2023 г. доступность отечественных курортов увеличится, а доходы граждан вырастут. В этой связи и динамика [перевозок] будет слабой, а их объем вряд ли существенно превысит уровень 2022 г.», – отметил Шапошников.

НИЦ «Перевозки и инфраструктура» дает более позитивный прогноз пассажирских перевозок по железной дороге. По мнению Иванкина, они увеличатся на 5,5–6% и достигнут уровня 2019 г. В I квартале за счет «новогодних перевозок» прирост составит в районе 3,5%, подсчитали в НИЦ. «При сохранении январской динамики в 2023 г. основными проблемами в части пассажирских перевозок будут дефицит пропускных способностей, устаревший подвижной состав, качество оказания услуг в поездах и рост стоимости билетов», – резюмировал Иванкин.

Ширыборов из ИПЕМ полагает, что перевозки в пригородном сообщении «при отсутствии новых дестабилизирующих факторов и с учетом наметившейся после частичной мобилизации восстановительной динамики» в 2023 г. достигнут уровня 2019 г. Но перевозки в дальнем следовании, по его мнению, по итогам текущего года не вернутся к доковидным показателям. «Об этом свидетельствует низкая восстановительная динамика в декабре 2022 г. (+1% к ноябрю 2022 г.) и вероятный отток пассажиров на воздушный транспорт с более выгодной стоимостью перевозок на маршрутах с высокой конкуренцией», – пояснил он.

«Основными факторами роста перевозок в дальнем следовании будут восполнение дефицита парка пассажирских вагонов, максимизация применения двухэтажных поездов и сохранение ограничений для аэропортов юга России на протяжении всего 2023 года», – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для пригорода, по его словам, важную роль будет играть запуск двух диаметров в Москве (МЦД-3 и МЦД-4), увеличение парка поездов «Ласточка» и организация тактового движения электропоездов в ряде регионов.

Оттоку пассажиров с железнодорожного транспорта, по мнению экспертов ИПЕМ, будет способствовать сохранение мер поддержки авиакомпаний со стороны государства, а также возможное открытие 11 аэропортов юга. Тем не менее, по прогнозу института, в I квартале 2023 г. объемы перевозок в дальнем следовании вырастут «не менее чем на 5%» по сравнению с I кварталом 2022 г., в пригородном сообщении рост составит «не менее 3%».