Аэропорты хотят получать деньги из бюджета на строительство временных павильонов и ангаров

Это должно ускорить развитие транспортной инфраструктуры в отдаленных районах
До 2024 г. в России должно быть построено или реконструировано 68 объектов в 68 региональных аэропортах/ Антон Новодережкин / ТАСС

Ассоциация «Аэропорт» предложила Минтрансу предоставить возможность получать госфинансирование на возведение аэропортовых объектов некапитального строительства. Соответствующее письмо за подписью гендиректора ассоциации Виктора Горбачева 19 декабря было направлено на имя замминистра транспорта Игоря Чалика. Документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил Горбачев. Представитель Минтранса подтвердил «Ведомостям» получение письма и добавил, что оно находится на рассмотрении.

Ассоциация «Аэропорт» объединяет 34 федеральных региональных аэропорта России, включая «Домодедово» и «Пулково», Казахстана, Киргизии и Белоруссии, помимо этого — четыре аэропортовых объединения, а также научно-исследовательские и проектные институты.

В письме ассоциация говорит о необходимости внести изменения в несколько статей Воздушного и Градостроительного кодексов РФ, добавив туда «некапитальные строения и сооружения» в аэропортах, а также внести поправки в приказ Минстроя «Об утверждении свода правил «Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования». «Ведомости» направили запрос в Минстрой, Росавиацию и Минфин.

Сейчас законодательством не предусмотрено финансирование из бюджета некапитальных строений аэропортов – например, временных терминалов, мобильных павильонов или ангаров, пояснил Горбачев «Ведомостям». Если предложенные изменения будут реализованы, то такой механизм появится, отметил он.

Это позволит снять барьеры, сдерживающие применение современных технологий, для быстрого и эффективного решения задач по развитию инфраструктуры аэропортов, говорится в письме. Это особенно актуально для труднодоступных регионов России – например, регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) и Арктической зоны, отмечается в документе.

К 2013 г. пассажиропоток в пермском аэропорту Большое Савино возрос до такого уровня, что площадей построенного еще в прошлом веке пассажирского терминала оказалось недостаточно, приводит пример Горбачев. Вопрос о строительстве нового аэровокзального комплекса в Перми долго обсуждался, но оперативного решения не было, вспоминает он. В итоге в Большом Савино решили возвести некапитальную конструкцию и с этим вопросом обратились в частную компанию. Временные павильоны позволили более качественно обслуживать пассажиров и выиграть время, чтобы определиться, кто и как будет строить полноценный аэровокзальный комплекс, поясняет Горбачев. «Временные сооружения простояли в аэропорту несколько лет, а затем были разобраны и перевезены в аэропорты Ярославля и Нальчика», – добавил он.

До 2024 г. в России должно быть построено или реконструировано 68 объектов в 68 региональных аэропортах. На эти цели федеральным проектом «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» комплексного плана развития магистральной инфраструктуры заложено бюджетное финансирование в размере 267,5 млрд руб. Но его основная задача – реконструкция взлетно-посадочных полос в 48 аэропортах и восстановление вспомогательной инфраструктуры (рулежные дорожки, перроны, ангары и проч.) в 20 аэропортах. Особое внимание уделяется ДФО, где находится 38 аэропортов, планируемых к модернизации.

В декабре 2022 г. первый заместитель гендиректора «ИнфраВЭБ» (проектная компания ВЭБ.РФ) Дмитрий Твардовский говорил, что развитие и модернизация региональных аэропортов до 2024 г. потребуют дополнительно порядка 90 млрд руб. частных инвестиций.

Госфинансирование временных построек нужно как малым, так и крупным аэропортам вроде пермского или казанского, считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Он отметил, что с развитием технологий появилась возможность делать качественные тентовые сооружения, которые покрываются прочными материалами, удерживающими тепло. «Это каркасные сооружения, для возведения которых не нужно закладывать фундамент, т. е. быстровозводимые и более доступные по стоимости, чем капитальные. Иногда это даже надежнее, чем наспех построенное капитальное сооружение», – говорит Борисов.

Проблема, добавляет он, только одна: в России госфинансирование допускается только по капитальным сооружениям. Возникает ситуация, когда государственный аэропорт может сэкономить, поставив у себя легкую конструкцию, но на практике он не может этого сделать, потому что за счет государства это профинансировать нельзя, поясняет Борисов. В итоге, если аэропорту действительно нужна некапитальная постройка, он делает ее за свой счет.

Главный архитектор института «Аэропроект» Светлана Безбородова отмечает, что прежде всего необходимо создать свод правил по применению быстровозводимых конструкций, наглядно показавших возможности сокращения сроков строительства и стоимости объектов в текущей ситуации, в том числе деревоклееных конструкций.