Стивидоры просят ФАС скрыть тарифы и отменить регулирование закупок

Юристы опасаются негативных последствий для конкуренции
Евгений Разумный / Ведомости

Ассоциация морских торговых портов (АМТП) предложила ФАС разрешить им не раскрывать публично информацию о тарифах и сборах, а также приостановить для операторов морских терминалов действие закона 223-ФЗ, регламентирующего процедуру закупок для госструктур и субъектов естественных монополий.

«Ведомости» ознакомились с письмом АМТП, датированным серединой декабря 2022 г. Его получение подтвердил представитель ФАС.

Ассоциация аргументирует свою просьбу тем, что в условиях недружественных действий иностранных государств планирование и осуществление закупок «стало крайне затруднительным или вовсе невозможным». В письме поясняется, что подавляющая часть производственного оборудования в морских портах – импорт, ввозившийся из Европы. Из-за санкций с ним возникают проблемы.

Альтернативные поставщики в Азии (в частности, в Китае) стремятся заключать прямые контракты и не работают по 223-ФЗ, указывают в АМТП. Но, согласно этому закону, операторы, являющиеся субъектами естественной монополии в морских портах, обязаны проводить конкурентные процедуры закупок. Для этого им нужно публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) не только извещения о торгах, но и такие сведения, как стоимость закупаемых товаров и услуг, а также информацию об их поставщиках.

Скрыть информацию о ценах (тарифах и сборах) на регулируемые виды работ и услуг, а также другие данные, необходимые для расчета этих тарифов (в частности, сведения об инвестпрограммах и показателях финансово-хозяйственной деятельности), по мнению портовых операторов, нужно в целях безопасности.

Источник в крупной стивидорной компании пояснил «Ведомостям», что эти показатели дают «четкое представление» о том, насколько эффективно работает терминал, востребованы ли его услуги, какие средства он вкладывает в развитие и поддержание собственной инфраструктуры и т. д. Эта информация, по его мнению, может быть использована против интересов российских компаний контрагентами из недружественных стран.

По словам представителя ГК «Дело» (в стивидорное направление бизнеса компании входят холдинг «Делопортс» и оператор контейнерных терминалов Global Ports), вывод стивидоров из-под действия 223-ФЗ позволит повысить эффективность закупочных процессов и снизить административную нагрузку на компании сектора. Fesco придерживается аналогичной позиции, заявил «Ведомостям» представитель компании.

Резко против предложений АМТП выступают некоторые грузоотправители.

«Мы категорически против инициативы ассоциации, поскольку она сделает непрозрачной ценовую политику портов, которая и сейчас вызывает нарекания», – сказал «Ведомостям» источник в одной из крупнейших металлургических компаний.

Собеседник в другом грузоотправителе добавил, что приостановка действия закона о естественных монополиях приведет к «неконтролируемому повышению ставок перевалки». «В России нет большого выбора портов, особенно глубоководных. Грузов значительно больше, чем портовой инфраструктуры, и фактически их операторы имеют монопольное положение», – констатировал он.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие металлургические и угольные компании, а также в Российскую ассоциацию производителей удобрений.

Представитель ФАС не обозначил позицию ведомства по предложениям АМТП, лишь отметив, что служба «готова обсуждать их совместно с представителями отрасли в рамках экспертного совета (при ФАС созданы такие отраслевые структуры для обсуждения регулирования с участниками рынка. – «Ведомости»)». Но он подчеркнул, что ведомство «понимает важность развития отрасли в текущей экономической ситуации с учетом изменения логистических цепочек, рынков сбыта и влияния внешнеэкономических факторов».

Это не первый раз, когда стивидоров пытаются вывести из-под действия антимонопольного законодательства. Процесс дерегулирования ставок на услуги стивидоров (погрузка, разгрузка и хранение) начался еще в 2010 г. После этого вырос объем частных инвестиций в портовую инфраструктуру. Но в 2016 г. ФАС обратила внимание на значительный рост тарифов и перевод стоимости услуг в портах в валюту. В июне 2016 г. служба провела мониторинг цен на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах в период 2013–2016 гг. По его итогам Новороссийский морской торговый порт и три компании группы Global Ports получили предписание перечислить в бюджет 16,8 млрд руб., так как средства были получены, по мнению регулятора, благодаря использованию монопольного положения.

Госрегулирование тарифов на услуги по перевалке и хранению грузов в морских портах отменено три года назад. В декабре 2019 г. правительство приняло постановление, фактически отменяющее госрегулирование тарифов в портах, сохранив для них статус субъектов естественных монополий. ФАС больше не устанавливает цены на услуги стивидорных компаний, а лишь мониторит их. Исключение сделали для северных портов, где «конкуренция на рынке услуг отсутствует» (Диксон, Дудинка, Нарьян-Мар, Певек, Хатанга, Анадырь и ряд других). На таких терминалах размер маржи стивидоров устанавливают власти субъектов РФ.

Источник, близкий к АМТП, говорит, что ФАС сейчас контролирует, но не регулирует тарифы на услуги стивидоров. Обратная ситуация, по его словам, со сборами в бюджет Росморпорта – лоцманская проводка (если она осуществляется этим ФГУП, а не рыночными игроками), судозаходы, инвестиционный портовый сбор, который отдельно взимается с судовладельцев и агентов, и др. Эти тарифы устанавливает регулятор.

«Поскольку терминалы находятся в списке субъектов естественных монополий, в этой части портовые операторы полностью под контролем ФАС, что усложняет работу в нынешней ситуации, когда мы боремся за каждого клиента», – пожаловался он.

По мнению управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, в свете санкционного давления мораторий на публичное раскрытие информации «в каком-то смысле отвечает интересам как операторов портов, так и получателей и отправителей грузов». Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что ранее государство «уже приняло ряд решений по ограничению раскрытия некоторых видов информации в других отраслях».

Но риски раскрытия этой информации Федюкин считает «несколько преувеличенными». «При желании получить данные о грузах, которые приходят в российские порты и уходят из них, можно и из других источников», – отметил он.

Обязанность публиковать в ЕИС данные о стоимости закупаемых товаров и услуг, а также информацию о поставщиках юрист признает «серьезной проблемой». Значительная часть поставщиков, как из числа зарубежных, так и российских, «несет существенные риски даже в случае осуществления параллельного импорта», отметил юрист.

Руководитель проектов КА Pen & Paper Артем Копылов согласен, что приостановление действия 223-ФЗ в отношении операторов морских портов значительно упростит закупочные процедуры. Но одновременно создаст и риски. «Это может выразиться в устранении конкуренции в угоду «своим» поставщикам и подрядчикам», – полагает он. «Засекречивание» информации о ценах на регулируемые работы, по мнению Копылова, также может стать причиной дискриминационного подхода к партнерам и «иных злоупотреблений».