Металлурги пожаловались ФАС на рост тарифов Новороссийского порта на 65%

Проведение проверки может усложнить мораторий, установленный государством
Транспортные компании увидели рост спроса со стороны металлургов и стали повышать тарифы/ Михаил Дышлюк / ТАСС

Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на рост с 1 января 2023 г. ставок тарифов на перевалку в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Увеличение, по оценке ассоциации, составило от 8 до 65% по разным видам грузов. Эти данные приведены в письме за подписью исполнительного директора «Русской стали» Алексея Сентюрина в ФАС от 16 декабря (копия есть у «Ведомостей»).

В «Русскую сталь» входят компании, производящие 98% российского чугуна и около 90% стали и стального проката, около 63% труб. Это ММК, «Северсталь», НЛМК, «Мечел», Evraz, ОЭМК («дочка» «Металлоинвеста»), Промышленно-металлургический холдинг, ТМК и ОМК. «Ведомости» направили запросы в пресс-службы этих компаний, а также НМТП (подконтролен «Транснефти»), ФАС и Ассоциацию морских торговых портов (АМТП).

В документе металлурги просят ФАС рассмотреть возможность проверки обоснованности увеличения ставок. «Русская сталь» сообщает, что с начала 2023 г. относительно 1 декабря 2022 г. ставки НМТП по перевалке горячекатаного проката выросли на 15–65%, на 32–76% – по холоднокатаному прокату, на 26–84% – по стальной заготовке, катанке и арматуре. На 16,5–59% поднялись тарифы на перевалку чугуна, на 20–65% – стальных слябов, на 9–43% – труб, на 54% – железной руды, на 8,2–33,7% – по прочим видам продукции. По мнению ассоциации, предложенное портом увеличение ставок «не соответствует экономической конъюнктуре и создает дополнительные барьеры для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, которая уже находится под санкционными ограничениями со стороны недружественных стран».

Как работает НМТП

НМТП – одна из крупнейших стивидорных групп РФ. Активы холдинга расположены в Новороссийске, Приморске (Ленинградская обл.) и Балтийске (Калининградская обл.). Крупнейшим акционером НМТП является «Транснефть», которая контролирует 62% акций, государство владеет 20%. За девять месяцев 2021 г. (последние доступные данные) чистая прибыль НМТП по МСФО выросла в 4 раза до $233,9 млн, выручка увеличилась на 9% до $526,1 млн, EBITDA – на 11% до $363 млн.

Сейчас тарифы на услуги по перевалке и хранению грузов в морских портах не регулируются. Принятое правительством в декабре 2019 г. постановление сохранило для терминалов статус субъектов естественных монополий, но их ставки ФАС теперь не устанавливает, а лишь мониторит. Только в ряде северных портов, где нет конкуренции стивидоров, тарифы устанавливают власти региона.

Как писали «Ведомости» 16 января, в середине декабря 2022 г. стивидоры предложили ФАС разрешить им не раскрывать публично информацию о тарифах и сборах, а также приостановить для операторов морских терминалов действие закона 223-ФЗ, регламентирующего процедуру закупок для госструктур и субъектов естественных монополий. Причиной этого назывались в основном санкции, усложнившие закупку импортного оборудования для терминалов. Против нераскрываемых тарифов ожидаемо выступили грузоотправители, которые опасаются, что итогом станет «неконтролируемое повышение ставок перевалки».

По итогам января – октября 2022 г. НМТП был на первом месте рейтинга грузовых терминалов России, нарастив за этот период перевалку грузов на 15,5% год к году до 52,15 млн т, согласно данным АМТП. В предыдущий год год компания занимала второе место рейтинга. По данным НРА, порт по итогам 2021 г. был крупнейшим по перевалке металлургических грузов.

В марте в ответ на СВО на Украине ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. Отечественным металлургам пришлось перенаправлять свои продажи в Азию. Чтобы закрепиться на новом рынке, они были вынуждены предоставлять большие скидки на свою продукцию, а из-за сильного рубля по отдельным видам продукции даже экспортировать ее себе в убыток.

Также многие европейские страны отказались пускать российские суда в свои порты («Ведомости» писали об этом 2 марта 2022 г.). Кроме того, с российского рынка ушли крупнейшие мировые контейнерные линии Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM, на которые приходится совокупно 46,9% мирового рынка. Это привело к проблемам в логистике.

Аналитик «Велес-капитала» Василий Данилов напоминает, что после частичной потери доступа к западной транспортной инфраструктуре российские металлургические компании перестраивают логистику, делая акцент на российские порты. «Транспортные компании увидели рост спроса на их услуги и по принципам рыночной экономики стали повышать тарифы», – отметил эксперт. В результате российские металлурги, по мнению Данилова, «оказались между молотом и наковальней»: «Европейский рынок постепенно закрывается, в то время как переориентация на другие направления, в первую очередь в Азию, усложняется из-за удорожания логистики».

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что рентабельность перевалки грузов большинства портов традиционно находилась на уровнях 30–40% по EBITDA. Снижение отгрузки по отдельным направлениям по итогам 2022 г. эксперт оценил «в пределах 15%». Поэтому, по его мнению, указанный в письме рост стоимости перевалки горно-металлургических грузов «трудно объяснить сложившейся ситуацией с рентабельностью порта».

«Для экспортеров рост тарифа потребует переключения внимания на близлежащие порты либо изменения логистики в пользу других направлений отгрузки, поскольку цены на руду и прокат сейчас находятся на низких уровнях», – говорит Гришунин.

По словам Гришунина, железная руда сейчас торгуется в Китае на уровне порядка $125/т, горячекатаный рулон – по $645/т. Торги на самый продаваемый майский контракт на железную руду на китайской Даляньской товарной бирже в пятницу, 13 января, завершились на отметке в 881 юань ($130,9) за тонну – и это самый высокий уровень с августа 2021 г., сообщало ранее Reuters.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает обращение грузовладельцев в ФАС на фоне резкого увеличения тарифа справедливым. Он напоминает, что тарифы терминалов «всегда были одной из важнейших составляющих логистических расходов и именно крупнейшие грузовладельцы построили большинство новых терминалов в России». Но, по его словам, в условиях укрепления рубля и закрытия рынков ЕС и США для металлургов такое повышение делает экспорт по ряду номенклатур и направлений убыточным, а также «может приводить к сокращению производства в условиях ограниченной емкости внутреннего рынка».

Но партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева напоминает, что в марте 2022 г. в России был введен мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении муниципального и государственного контроля. В частности, такие проверки разрешено проводить только при согласовании с органами прокуратуры, а также при наличии одного из индикаторов риска, установленных приказом ФАС. Эти факторы – превышение тарифа более чем в двукратном размере прогнозируемого изменения цен на товары и услуги компаний, «осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе». «Если такой критерий присутствует, то контролирующий орган сам должен получить согласование прокуратуры», – резюмировала юрист.

В конце декабря 2022 г. действие указанных положений было частично продлено – мораторий на плановые проверки продлен не был, но ограничения на их проведение сохранились.