Рыбопромышленники просят упростить правила учета упакованной в море рыбы

Сейчас ФСБ штрафует их даже при небольших расхождениях с заявленными в документах данными
Риск штрафов и судебных разбирательств потенциально распространяется на всю продукцию, упакованную в море в том или ином виде, вне зависимости от глубины переработки или вида фасовки/ Юрий Смитюк / ТАСС

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры Русской рыбопромышленной компании, «Русского краба» и ГК «Норебо») предлагает прописать в правилах рыболовства на Дальнем Востоке возможность 5%-ного отклонения при сверках погранслужбой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства. Об этом говорится в письме ассоциации от 11 января 2023 г. сопредседателю рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере рыболовства при правительстве РФ Герману Звереву. «Ведомости» ознакомились с этим документом.

Действующая редакция правил уже сейчас допускает такое расхождение в отношении как рыбы, так и рыбной продукции. В АСРФ считают, что норма распространяется и на переработанный, и на упакованный товар. Но в 2022 г. ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении отклонений с заявленными в документах данными на упакованную продукцию, говорит топ-менеджер рыбопромышленной компании.

С такими претензиями уже столкнулись несколько крупных фирм, следует из судебных решений. К примеру, Девятый кассационный суд общей юрисдикции в марте 2022 г. подтвердил выписанный погранслужбой штраф в размере 56 800 руб. компании «Т-краб» (входит в ГК «Русский краб») за неучтенные 23,6 кг конечностей краба-стригуна. Из решения следует, что упакованная рыбная продукция позволяет вести точный учет, так что возможность отклонения в 5% на нее не распространяется. К аналогичному выводу 22 июня 2022 г. пришел и Петропавловск-Камчатский суд, оставив штраф на 53 600 руб. для компании «Акрос», на судне которой обнаружили лишние 493 кг филе минтая.

Риск штрафов и судебных разбирательств потенциально распространяется на всю продукцию, упакованную в море в том или ином виде, вне зависимости от глубины переработки или вида фасовки, указывает президент АСРФ Алексей Осинцев. Топ-менеджер дальневосточной рыбопромышленной компании оценивает общий объем производимых на судах товаров в 1,4 млн т в год, а значит, потенциально под санкции могут подпасть 70 000 т.

Сумма штрафов может доходить до нескольких миллионов рублей за один рейс, исходя из стоимости ресурса и объема добычи, указывает замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников. А полностью исключить отклонения при определении объема готовой продукции, по словам Осинцева, невозможно. Сенников добавляет, что технические ошибки могут быть допущены как при ручном заполнении судовых данных, так и при автоматическом даже при наличии электронных весов.

Человеческим фактором объяснял расхождение в показателях и представитель «Акроса» в суде. Он уточнял, что после выявления отклонений, которые составляли всего 0,3% от заявленного объема, все изменения были оперативно внесены в судовые суточные донесения, используемые для учета объема добычи Росрыболовством. В ФСБ же считают необоснованным допущение любых расхождений для упакованной рыбной продукции, говорится в письме АСРФ. Зверев пояснил, что аналогичная точка зрения и у Всероссийского НИИ рыболовства и океанографии (ВНИРО). В ФСБ и ВНИРО на запросы не ответили.

Необходимо обосновать, почему предлагается допустить отклонение именно в 5% и есть ли объективные особенности производственных и технологических процессов на промысле, которые укладываются в этот параметр, добавил Зверев. По его словам, это нужно, чтобы соблюсти баланс между интересами бизнеса и необходимостью контроля за добычей водных биоресурсов, чтобы не создавать дополнительные возможности для недобросовестных бизнесменов.

Сенников считает, что уточнение правил не приведет к излишней добыче. Он указывает, что при выявлении расхождений корректируются и отправленные данные в Росрыболовство, после чего весь выявленный ресурс также списывается с годового объема добычи компании по квоте. Если же предлагаемые АСРФ уточнения не будут внесены, сохранится сегодняшняя ситуация, когда разночтения в трактовках приводят к штрафам и необходимости судебных разбирательств, которых может стать больше, предупреждает Осинцев.

Вопрос уже обсуждался 17 января 2023 г. на совещании в Минсельхозе, рассказали два его участника. О готовности провести согласительную комиссию с ФСБ в ответ на запрос «Ведомостям» рассказывали 16 января и в министерстве, и в Росрыболовстве. Но по итогам совещания ФСБ попросила лишь дополнительно обосновать инициативу, итоговое решение не было принято, рассказали его участники. Представитель министерства подтвердил и проведение совещания по этому вопросу, и необходимость его дальнейшей проработки.

Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев напоминает, что это не первая спорная ситуация между пограничной службой ФСБ и рыбопромышленниками. В 2020 г. компании, занятые в прибрежном промысле Северного бассейна, столкнулись с требованием прекратить производство в море готовой продукции – консервов из печени и икры трески, а также муки. Погранслужба ФСБ по Западному Арктическому району настаивала, что при прибрежном рыболовстве дополнительные 20% к объему квот предоставляются рыбакам в обмен на доставку на берег рыбы и рыбной продукции на переработку в живом, замороженном и охлажденном виде. Но консервы из печени и икры трески, по мнению контролирующего органа, в этот перечень не входили, из-за чего рыбаков штрафовали. Подобные случаи, считает Савельев, связаны с тем, что погранслужба не обладает необходимой в этом вопросе компетенцией.