«Победа» хочет в 2023 году нарастить перевозки до 13 млн пассажиров

Для этого лоукостер откроет новые направления и будет более интенсивно эксплуатировать флот
Андрей Гордеев / Ведомости

В 2023 г. лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») планирует увеличить объем перевозок на 11% до 13 млн пассажиров. Об этом сообщил «Ведомостям» гендиректор перевозчика Дмитрий Тыщук. По его словам, достичь этих показателей компания намерена за счет повышения интенсивности эксплуатации парка воздушных судов (ВС) и открытия новых направлений. В 2022 г. «Победа», по словам топ-менеджера, перевезла 11,7 млн пассажиров.

Как сообщали «Ведомости» 13 января, российские авиакомпании в 2022 г. перевезли 95,1 млн пассажиров, что на 14% ниже показателей 2021 г. Из них, по словам источника, знакомого со статистикой Росавиации, на международные воздушные линии пришлось около 16 млн человек.

«После дерегистрации (снятие с регистрации в реестре Бермудских островов. – «Ведомости») части парка для нас стал частично доступен международный рынок. Сейчас смотрим на Среднюю Азию, а именно на Узбекистан», – рассказал гендиректор «Победы». Полеты в Узбекистан начнутся, по его словам, в апреле-мае 2023 г. Насколько новое направление будет востребованным – «зависит от поведения рынка», добавил Тыщук.

Топ-менеджер также отметил, что в 2022 г. число международных направлений значительно сократилось, а структура текущей маршрутной сети «переформатировалась». «Люди стали больше путешествовать внутри страны. Этому способствуют в первую очередь государственные меры, принятые для того, чтобы сделать перевозки доступными», – полагает Тыщук. Он уточнил, что в прошлом году авиакомпания получила 15,1 млрд руб. в качестве субсидий из госбюджета. Всего же российские авиакомпании в 2022 г., как сообщала Росавиация, получили более 100 млрд руб. субсидий.

В конце февраля ЕС ввел санкции против России в ответ на СВО на Украине. В частности, введен запрет на продажу самолетов, комплектующих и оборудования российским авиакомпаниям. В итоге зарубежные лизинговые компании намеревались забрать у эксплуатантов из России свои самолеты. На середину марта 2022 г. в бермудском реестре насчитывался 721 импортный самолет российских авиакомпаний, это составляло около двух третей их парка. Сейчас в парке «Победы» 41 самолет Boeing 737–800, из них в строю 40 самолетов.

8 марта 2022 г. «Победа» полностью приостановила полеты за границу – после соответствующей рекомендации Росавиации тем авиакомпаниям, у которых есть самолеты в иностранном лизинге. На сегодняшний день авиакомпания возобновила рейсы в Белоруссию, Турцию, Армению и ОАЭ.

Почему у самолетов в России двойная прописка

В ответ на санкции российское правительство распорядилось возвращать самолеты иностранным лизингодателям только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. После этого авиакомпании начали массово переводить парк в российский реестр. Это привело к двойной регистрации (чаще всего бермудской и российской), что противоречит Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) от 1944 г. В итоге российские перевозчики столкнулись с трудностями. Например, iFly в конце мая 2022 г. не могла выполнять рейсы в Китай на одном из таких бортов. В июне под арест в Шри-Ланке попал самолет «Аэрофлота», в сентябре трудности возникли с эксплуатацией еще двух бортов, которые не смогли выполнить рейсы Москва – Ереван.
В декабре 2022 г. гендиректор департамента гражданской авиации Бермуд Томас Данстан говорил, что российским авиакомпаниям удалось снять с регистрации в бермудском реестре и перерегистрировать в России 201 самолет. Таким образом, с учетом находящихся в эксплуатации 150 самолетов SSJ100 в России есть более 30 самолетов, которые могут летать за рубеж.

Бизнес-модель лоукостера заключается в том, что нужно «умудриться» при низких тарифах получать прибыль, говорил в 2017 г. занимавший тогда пост гендиректора «Победы» Андрей Калмыков в интервью Forbes. Это возможно только при серьезном сокращении издержек, подчеркивал он. То есть необходимо достичь такого уровня операционной эффективности, чтобы даже при низких тарифах обеспечить чистую прибыль и спокойно развиваться, наращивать флот, набирать персонал и платить ему достойные деньги, пояснял Калмыков.

Тыщук, сменивший Калмыкова в августе прошлого года, в разговоре с «Ведомостями» продолжил эту мысль, отметив, что возможность доступных путешествий нужна всегда. При этом меры поддержки, которые оказывает государство, не бесконечны, подчеркнул он. «Поэтому мы точно будем продолжать работать над обеспечением простых и доступных перевозок», – сказал Тыщук. По его словам, услуги «Победы» востребованы и сегодня, что подтверждается самым высоким в отрасли показателем занятости кресел (по итогам 11 месяцев 2022 г. порядка 94%).

«По итогам 2022 г. выручка лоукостера снизится, но «Победа» останется прибыльной», – уверяет Тыщук, не раскрывая цифр. Выручка авиакомпании в 2021 г. по РСБУ составила 67,6 млрд руб., чистая прибыль – 4,9 млрд руб.

Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что в текущей ситуации бизнес-модель «Победы» оправдывает ожидания потребителей, поэтому «вполне уместно» ждать роста производственных показателей компании по итогам 2023 г. Способствовать этому, по мнению эксперта, будет и то, что пассажиропоток «развернулся в сторону внутрироссийских рейсов».

По мнению Пантелеева, один из ключевых вопросов для авиакомпании – сохранение исправности ВС, что необходимо для обеспечения их высокого налета. Что касается полетов в СНГ, спрос на них был высоким в 2022 г. и сохранится в 2023 г., уверен эксперт.

До санкций Россия была связана прямыми регулярными рейсами с 69 странами, сейчас это всего 32 страны, отметил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. По его мнению, в условиях дефицита международных авиаперевозок увеличение рейсов в Узбекистан и рост конкуренции на этом направлении – благо для пассажиров с точки зрения потенциального снижения цен на билеты. «Более того, сейчас у нас нет достаточного количества рейсов в страны Юго-Восточной Азии. Узбекистан расположен стратегически очень удачно, что дает возможность организовать здесь стыковочные рейсы», – сказал Горин «Ведомостям». Кроме того, по его мнению, у Узбекистана «есть экскурсионный потенциал».