Правительство установит приоритет для лесных грузов на железной дороге

Это должно помочь экспортерам в условиях действующих ограничений
Александра Астахова / Ведомости

Правительство поддержит предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК), у которых есть сырьевая база и мощности по переработке. Для них будет установлена приоритетность перевозок продукции по железной дороге, сообщила 18 января профильный вице-премьер Виктория Абрамченко в своем Telegram-канале.

Представитель Абрамченко пояснил «Ведомостям», что Минпромторг, Минтранс и РЖД сейчас прорабатывают эту инициативу по поручению вице-премьера. В частности, обсуждается внесение изменений во Временные правила определения очередности перевозок грузов, добавил он.

Эти правила были введены правительством с 1 июля 2022 г. взамен отмененных в марте того же года правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре («Ведомости» писали об этом 30 августа). Их отмена должна была способствовать высвобождению провозных мощностей Восточного полигона (БАМа и Транссиба) РЖД под высокомаржинальные грузы. ПНД определял порядок допуска грузов на участки с ограниченной пропускной способностью.

Изменения во временные правила будут предусматривать отдельный приоритет для перевозок продукции ЛПК на основании данных Минпромторга и субъектов РФ, сказал «Ведомостям» представитель Минтранса. Предполагается дать приоритет грузам лесопромышленных предприятий, у которых есть арендованные лесные участки, уточнил представитель Минпромторга.

«РЖД совместно с министерствами прорабатывает механизмы, при которых приоритет в приеме к перевозке смогут получить предприятия-переработчики и заготовители лесной продукции», – сказал «Ведомостям» представитель компании. Он напомнил, что прием грузов к перевозке во многом зависит от возможностей по их приему грузополучателями, в том числе портами.

По итогам совещания 17 января Абрамченко поручила Минпромторгу и Минтрансу разработать новый вид господдержки, обеспечивающий снижение издержек при перевозке продукции ЛПК морским транспортом и ее перевалке в портах Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей.

Вице-премьер также поддержала увеличение максимального размера экспортной логистической субсидии для одного предприятия отрасли со 100 000 до 500 000 руб. По словам Абрамченко, в 2023 г. правительство планирует поддержку ЛПК на уровне не ниже 2022 г., когда она составила более 17 млрд руб.

С 1 января 2022 г. вступил в силу фактический запрет на экспорт необработанной древесины из страны. А 8 апреля ЕС включил в пятый пакет санкций против России запрет на импорт древесины, фанеры, плит и пеллет из России. Запрет в полной мере начал действовать с 10 июля 2022 г. Восьмой санкционный пакет Евросоюза, принятый в октябре, запретил импорт из России в ЕС целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона.

Всего за 2022 г. на сети РЖД было погружено 31 млн т лесных грузов, это на 25% меньше, чем в 2021 г. Объем экспортных перевозок в направлении портов за 2022 г. составил 676 000 т, что на 53% ниже уровня предыдущего года. Представитель РЖД связывает это прежде всего с введением запрета на вывоз необработанной древесины, а не с санкциями ЕС.

Производство пиломатериалов в России в январе – ноябре 2022 г. сократилось в годовом выражении на 9%, составив 26,7 млн куб. м, следует из данных Росстата. Выпуск древесно-волокнистой и древесно-стружечной плит снизился на 9,5% до 607 млн условных куб. м и на 10% до 9,5 млн условных куб. м соответственно. Производство фанеры упало на 28% до 3,014 млн куб. м. Выпуск пеллет снизился на 19% до 1,91 млн т. Производство целлюлозы и древесной массы сократилось за этот период на 1% до 8 млн т, выпуск бумаги и картона – на 3% до 9,2 млн т. «Ведомости» направили запросы в крупнейшие компании отрасли.

По словам представителя «Свезы», компания неоднократно самостоятельно и через ассоциации обращалась в правительственные органы, чтобы получить приоритет для лесных грузов на дальневосточном направлении. В первую очередь это важно для наиболее пострадавших от ограничений продуктов лесопиления и фанеры, уточнил он. «Отрадно, что предложения лесопромышленников услышаны и поддержаны на уровне правительства», – резюмировал собеседник.

Помимо логистических задач, необходимо параллельно решать и вопросы субсидирования транспортных расходов для экспортных компаний, отметил представитель «Свезы». «В качестве поддержки экспортного потенциала важно определить возможность компенсации логистических затрат за вторую половину 2022 г. и за 2023 г.», – считает он.

Сколько вывезли леса

По оценкам «Infoline-аналитики», в 2022 г. экспорт лесных грузов в недружественные страны сократился на 76% до 1,71 млн т, а в прочие страны – на 29% до 14,4 млн т. В целом экспорт по этой номенклатуре сократился на 41% до 16,1 млн т. По предварительным оценкам агентства WhatWood, объем экспорта круглых лесоматериалов из России в 2022 г. сократился почти в 4 раза до 3–3,5 млн куб. м, пиломатериалов – на 20–25% до 24 млн куб. м, фанеры – на 34% до 1,97 млн куб. м, пеллет – на 25% до 1,8 млн т.

Логистические затраты в 2022 г. в два раза превышали традиционные параметры, что приводит к значительным убыткам, так как цена продукции на конечных рынках часто не покрывает себестоимость, объясняет директор по поставкам древесины и логистике группы компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков. По его словам, отрасль испытывает серьезные проблемы с доставкой груза на оставшиеся дружественные рынки. Из-за недостатка квот на перевозку сокращаются объемы производства, а некоторые переработчики и вовсе останавливают деятельность, рассказал Щербаков.

Для «Вологодских лесопромышленников» самым тяжелым испытанием в 2022 г. стал запрет экспорта леса-кругляка, отмечает собеседник. Следствием стало вынужденное снижение объемов заготовки в СЗФО на 20% к уровню 2021 г., сетует он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что из экспортных отраслей лесная пострадала больше всех в 2022 г. Это связано с тем, что в ряде регионов СЗФО исторически все экспортные связи были нацелены на поставки в Финляндию и другие страны Европы, говорит он. «Кроме того, есть определенные номенклатуры, которые в России и дружественных странах не востребованы. Например топливные гранулы, пеллеты, экспортная индустрия по которым в России была сформирована под ЕС», – добавил эксперт. Поэтому ключевым вопросом является поддержка производителей этой отрасли, и в первую очередь в СЗФО, считает Бурмистров.

Приоритет для перевозок продукции ЛПК и гарантированные квоты на них могли бы стать хорошим подспорьем для ориентированных на экспорт компаний отрасли, полагает консультант отраслевого агентства WhatWood Игорь Новоселов.