«Победа» вытащила из бермудского реестра 40% своего парка

Другие перевозчики пойдут на «дебермудизацию» при наличии средств на выкуп самолетов
Российские авиакомпании прислушались к рекомендациям Росавиации о переводе самолетов в отечественную юрисдикцию / Гавриил Григоров / ТАСС

Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») снял с учета на Бермудских островах (дерегистрировал) 17 из 41 имеющегося у него в парке Boeing 737–800, тем самым избавив эти самолеты от двойной регистрации. Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор авиакомпании Дмитрий Тыщук. Теперь у этих воздушных судов (ВС) осталась только российская прописка.

По словам Тыщука, дебермудизация была проведена на основании заявления собственников ВС «по праву, которое применяется авиационными властями Бермуд, и в соответствии с договорами лизинга». «Интерес [к переводу в российский реестр] есть у лизинговых компаний, потому что это дает возможность получать платежи в рублях. Им выгодно, чтобы этот бизнес продолжал работать», – отметил Тыщук.

Более половины – 26 ВС – парка «Победы» на 2020 г. (последние доступные данные) принадлежало зарубежным лизинговым компаниям, включая китайскую BOC Aviation, японскую SMBC Aviation Capital и ирландскую Avolon, остальные – российским «Сберлизингу» и «ВТБ лизингу».

«Сейчас практически весь флот «Победы», т. е. 40 самолетов из 41, в строю и выполняет полеты», – отметил Тыщук. Но весной 2022 г., по словам топ-менеджера, авиакомпании пришлось на определенный период вывести из расписания 16 ВС. «Когда такое решение принималось, была полная неопределенность в том, как будет работать система поставки запчастей. Все старые связи были разрушены: иностранные поставщики в одностороннем порядке отказались от выполнения обязательств даже по некоторым позициям, где были внесены предоплаты», – рассказал он. По словам Тыщука, менеджменту необходимо было «понять, как все будет работать, и перестроить логистические цепочки».

В марте в ответ на начало СВО на Украине страны Евросоюза потребовали вернуть несколько сотен самолетов иностранного происхождения, эксплуатировавшихся российскими перевозчиками. Отечественные авиакомпании, руководствуясь рекомендациями правительства РФ, стали переводить их в российский реестр. В результате эти самолеты получили российскую регистрацию, при этом сохранив прописку и на Бермудах. Но другие страны, закрывшие небо для российских перевозчиков в рамках санкций (в частности, Китай и Шри-Ланка), отказались принимать самолеты с двойной регистрацией.

В результате Россия начала переговоры о дебермудизации ВС и на декабрь 2022 г. смогла снять с учета в этой островной стране 201 самолет из 721, находившегося в местном реестре.

Чуть больше половины от этих уже снятых с учета ВС эксплуатирует группа «Аэрофлот», еще 36 – «Ютэйр», остальные – это воздушные суда Azur Air, S7, «Авроры», Red Wings и «Ираэро», писал «Коммерсантъ» в конце прошлого года. Всего на конец 2022 г. в парках российских эксплуатантов было 1289 самолетов. 

В Минтрансе на запрос «Ведомостей» о текущей ситуации с двойной регистрацией ВС не ответили. 

Суть вывода иностранных самолетов из бермудского реестра состоит в их юридической очистке, отметил эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, дебермудизация возможна в двух случаях. Первый – когда лизингодатель (лессор) соглашается на предложение авиакомпании обратиться к бермудским властям с просьбой вывести ВС из реестра. Второй – авиакомпания выкупает самолет у лессора и сама как новый собственник обращается к властям Бермуд, пояснил эксперт.

Но при дерегистрации самолетов из бермудского реестра для иностранного лессора возникают санкционные риски: если вести дела с российскими компаниями, можно попасть под западные санкции, указывает Борисов. В то же время лессору невыгодно, чтобы его клиент разорился, добавил он. «Поэтому он не меньше самой авиакомпании заинтересован в том, чтобы выйти из проблемной ситуации с минимальными потерями», – пояснил эксперт.

Но просто забрать самолет – это плохое решение для лессора, указывает Борисов. «Во-первых, его никто не отдаст. Но даже если бы это было возможно, тогда на рынке неожиданно появилось бы более 700 самолетов. Это была бы плохая новость для всех: как для производителей, так и для лессоров», – подытожил эксперт.

Российские авиакомпании, у которых достаточно денег на выкуп самолетов у лизингодателей, продолжат практику дерегистрации ВС из бермудского реестра, считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Это делается для того, чтобы исключить риски ареста этих самолетов при посадке в аэропортах других стран, как это уже было в 2022 г., указывает юрист. С начала весны прошлого года около 80 самолетов российских перевозчиков было арестовано за рубежом.

Поскольку прямые платежи [от российских контрагентов] запрещены, то при заинтересованности иностранного лессора, вероятнее всего, будет выбрана схема с переуступкой прав требований лизинговых платежей компаниям из стран с дружественной юрисдикцией, чтобы затем перевести эти самолеты на российских собственников, считает Горбунов.