Социальные сети могут попасть под новый антимонопольный пакет наравне с маркетплейсами

Новое регулирование может коснуться зарубежных платформ и российских сервисов «Яндекса» и «ВКонтакте»
Под предложенное ФАС регулирование могут попасть едва ли не все крупные онлайн-платформы/ Андрей Гордеев / Ведомости

ФАС предложила включить регулирование соцсетей и поисковиков в так называемый пятый антимонопольный пакет, который должен предотвратить монополизацию рынка онлайн-платформ. Это следует из письма замруководителя службы Сергея Пузыревского, направленного в заинтересованные ведомства, включая Минцифры и Минэкономразвития. Получение документа подтвердил первый замминистра экономического развития Илья Торосов.

Первоначальную версию проекта поправок к закону «О защите конкуренции», регламентирующих работу маркетплейсов и агрегаторов, в Госдуму внесло летом правительство, в ноябре она прошла первое чтение нижней палаты парламента.

«Проектом поправок <...> предлагается распространить устанавливаемое законопроектом регулирование на цифровые платформы, включая социальные сети и поисковые системы, доступ к которым в течение суток составляет более 100 000 пользователей в сети «Интернет», – указано в письме ФАС, разосланном 16 ноября 2022 г. По мнению службы, целесообразность этих изменений обусловлена «необходимостью исключения дискриминационного подхода к регулированию цифровых платформ».

По итогам обсуждения поправок на совещании под председательством директора департамента экономического развития и финансов правительства РФ Василия Толоко 30 декабря 2022 г. ФАС было дано поручение вместе с Банком России и другими ведомствами и госструктурами проработать вопрос регулирования соцсетей «в рамках подготовки отдельного законопроекта». Этот пункт протокола ФАС должна исполнить до 20 апреля 2023 г., указано в документе.

Представитель ФАС подтвердил «Ведомостям» информацию о разработке законопроекта. «Регулирование соцсетей будет предусматриваться отдельным законопроектом после выработки итогового подхода», – заявил он. Поправки к законопроекту из пятого антимонопольного пакета продолжают обсуждаться органами власти и участниками рынка, добавил он, отказавшись от дальнейших комментариев.

Представитель Минцифры не ответил на запрос «Ведомостей» к моменту сдачи материала. Но источник, участвовавший в консультациях по поправкам, утверждает, что министерство также их не поддержало, сославшись на «несвоевременность регулирования» соцсетей и поисковиков сегодня.

По словам Торосова, под предложенное ФАС регулирование могут попасть едва ли не все крупные онлайн-платформы, которые, например, с помощью размещения рекламы на своих площадках также влияют на конкуренцию. В частности, дополнительного обсуждения, по словам чиновника, требует вопрос посещаемости платформ, подпадающих под ограничение. «Нужен анализ рынка, чтобы оценить адекватность критерия и включения в регулирование нетранзакционных площадок. Для обсуждения в правительстве было принято решение о создании рабочей группы с участием бизнеса и депутатов», – резюмировал Торосов.

Новый проект поправок к закону с учетом замечаний должен быть подготовлен до 17 февраля 2023 г., сообщил представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко. Он подчеркнул, что именно в рамках данного законопроекта регулирование соцсетей «не предусмотрено». Комментировать информацию о разработке отдельного вопроса с аналогичным регулированием соцсетей он не стал, сославшись на еще продолжающееся обсуждение законопроекта.

Суть предложенных поправок

Принятие пятого антимонопольного пакета обсуждается последние несколько лет. В рамках этого пакета «ФАС предлагает запретить различные формы злоупотреблений со стороны цифровых гигантов», отмечало ведомство еще в сентябре 2020 г. В частности, новый законопроект вводит понятие «сетевого эффекта», т. е. влияния какой-либо одной платформы на общие условия обращения какого-либо товара или возможность устранения других участников рынка.

Сетевой эффект как таковой должен учитываться ФАС при анализе рынка и, если регулятор увидит его присутствие, он получит возможность активнее штрафовать эту платформу, считает гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров. Такое влияние может быть воспринято ФАС как признак доминирующего положения, писал «Коммерсантъ» в начале 2022 г. «Если ФАС признает, что компания злоупотребляет положением на рынке, ей грозит штраф от 300 000 до 1 млн руб.», – отмечало тогда издание. Отдельных законов по штрафам из-за сетевого эффекта не принято, обращает внимание Бурмистров.

Согласно тексту законопроекта, который был принят в первом чтении Госдумы, его действие распространяется на платформы, которые удовлетворяют двум условиям: объем сделок между сторонними продавцами и покупателями на них составляет свыше 35% от общего объема рынка таких сделок и их выручка за год составляет не менее 2 млрд руб. Ко второму чтению, как следует из текста поправок, ФАС предложила вариативность: или оборот сделок платформы должен превышать 35% рынка, или же посещаемость этих платформ должна составлять более 100 000 пользователей в сутки. Условие о выручке в 2 млрд руб. осталось без изменений.

По словам Бурмистрова, условию оборота свыше 35% рынка на сегодня в России могут соответствовать такие платформы, как «Авито» или ЦИАН. Критерию о посещаемости из российских крупных сервисов соответствуют «Яндекс» (более 64 млн пользователей в сутки) и «В контакте» (более 52 млн пользователей в сутки), следует из данных, предоставленных Mediascope по запросу «Ведомостей».

Избыточные нормы

Действующий закон «О защите конкуренции» уже предусматривает возможность признания доминирующего положения цифровой платформы, если ее доля на рынке выше 35%, отмечает гендиректор АНО цифровизации и новых технологий Алексей Кожевников. Поэтому необходимость утверждения набора требований к крупным цифровым платформам вне зависимости от доли рынка назрела и без обсуждения нового антимонопольного регулирования, отмечает он.

Действующее законодательство не регламентирует правила, по которым соцсеть или любая другая платформа может принять решение об удалении аккаунта пользователя, ограничении его действий на сервисе и др., обращает внимание преподаватель Moscow Digital School Геннадий Уваркин. Но эти положения прописаны в правилах платформы, с которыми соглашается пользователь при регистрации аккаунта. В то же время закон прописывает порядок мониторинга и удаления информации, которая нарушает те или иные законы: связанной с экстремизмом, порно, наркотиками и др.

«Равный подход к регулированию должен быть для всех участников цифрового рынка вне зависимости от типа платформы», – возражает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Если в той версии законопроекта, которая была принята в первом чтении, регулирование распространялось только на ограниченное число маркетплейсов и агрегаторов (менее 10 компаний), то в предложенной ко второму чтению версии такое регулирование затронет уже десятки интернет-компаний в РФ – едва ли не весь топ-100 рекламных площадок страны, предупреждает директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. «На мой взгляд, дополнительное регулирование соцсетей и поисковиков сейчас в принципе не нужно, в повестке дня есть куда более серьезные задачи», – заключил эксперт.

Представители VK и Ozon отказались от комментариев по обсуждению инициативы. Представитель Wildberries подтвердил, что компания участвует в обсуждении законопроекта, но не стал говорить о деталях консультаций. Представители «Яндекса» и «Яндекс.Маркета» не ответили на запрос «Ведомостей» к моменту сдачи материала.