Экспортные цены на продукцию российских сталеваров резко выросли

Это произошло на фоне усиления спроса в Турции и слабого рубля
Андрей Гордеев / Ведомости

Цены на экспортный горячекатаный стальной рулон из России за неделю с 16 по 20 января 2023 г. выросли на 10% до $660/т на базисе FOB Черное море. Также увеличились цены и на российские экспортные слябы – на 11% до $602/т. Об этом сообщается в обзоре отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI) от 23 января. MMI является поставщиком информации для расчета акциза на сталь для ФАС и мониторинга рынка для Минфина РФ.

Цены на горячекатаный рулон и сляб на этом уровне подтвердили «Ведомостям» еще два международных трейдера. Один из них уточнил, что котировки сляба находятся на уровне $595–600/т FOB Черное море.

По данным MMI, на прошлой неделе фиксировались контракты на поставку российского сляба в Турцию, Европу, Северную Америку, тогда как неделей ранее сляб продавался в Китай и Северную Америку. «Сейчас на рынке действительно есть недостаток слябов по конкурентной цене. Поэтому заполучить российский сляб – это удача», – пояснил «Ведомостям» один из трейдеров. По его словам, Россия также предлагает сляб на Тайвань, Филиппины и в Индонезию.

По словам собеседника, после снятия коронавирусных ограничений спрос на сталь в самом Китае вырос и теперь местные поставщики уже не предлагают свою стальную продукцию по конкурентным ценам в Турцию и на Ближний Восток, эту нишу заполняют российские компании. «Россияне также выставляют более высокие цены, так как за последние недели рубль слабел относительно доллара», – отмечает он.

«Ведомости» направили запросы в ММК, НЛМК, «Северсталь» и Evraz.

Директор по развитию MMI Илья Коломеец называет еще одну причину роста цен на российский прокат – увеличение спроса в Турции. «Турецкие компании нуждаются в сырье для производства покрытого и оцинкованного проката для дальнейшей продажи в Европу, где также спрос увеличивается, – говорит он. – Сама Россия из-за санкций эту продукцию в регион поставлять уже не может». Эту тенденцию подтверждает «Ведомостям» один из трейдеров.

Евросоюз (ЕС) 15 марта в ответ на СВО на Украине ввел запрет на импорт широкой номенклатуры российской стальной продукции. В список попали горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, сортовой прокат, некоторые виды сварных и бесшовных труб. В начале октября ЕС решил ввести запрет на импорт стальных полуфабрикатов из России – слябов и квадратной заготовки, но он вступит в силу лишь в 2024 г.

По словам Коломейца, спрос в Европе растет, так как складские запасы находятся на минимумах. «Импортных предложений сравнительно немного, доступен турецкий прокат с поставкой в конце марта – начале апреля, но прокат из Японии, Южной Кореи, с Тайваня и из Индии в основном доступен только с поставкой в начале июня», – подчеркивает эксперт.

В то время как прокат уходит на высокомаржинальный рынок ЕС, у турецких производителей остается необходимость в покупке плоского проката на нужды внутреннего рынка и это тоже поддерживает спрос на российскую продукцию, говорит международный трейдер.

По мнению руководителя управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, есть два основных фактора, оказывающих поддержку ценам на российскую сталь. Первый, по его словам, – это рост цен на стальную продукцию в Китае. По данным Лондонской биржи металлов (LME), цены на экспортные цены на горячекатаный стальной прокат из Китая на базисе поставки FOB выросли за последний месяц на 7% до $645,5/т.

Аналитики «БКС мир инвестиций» в своем обзоре от 23 января 2023 г. прогнозировали продолжение восстановления цен на сталь «благодаря снятию эпидемиологических ограничений в Китае, что в сочетании с ослаблением рубля должно поддержать финансовые результаты сталепроизводителей».

«Помимо снятия пандемических ограничений в Китае спрос на сталь в стране поддерживается традиционным сезоном пополнения запасов в I квартале», – добавляет Красноженов. Он напоминает, что бо́льшая часть кредитных ресурсов в КНР распределяется в I квартале, при этом в этом году увеличено кредитование металлоемких отраслей, включая строительный и инфраструктурный секторы.

Вторым фактором, по мнению Красноженова, является рост цен на железную руду и коксующийся уголь, которые составляют около 70% себестоимости для неинтегрированных производителей стали. Он отмечает, что цены на твердый коксующийся уголь выросли до $316/т на базисе FOB Австралия по сравнению с августом 2022 г., когда цена была на уровне $203/т. «Цена на железную руду в настоящий момент около $122/т на базисе CFR Китай, но озвучиваются ожидания движения цены выше $130/т после китайского Нового года», – говорит Красноженов. Он считает, что рост цен на сырье связан с активизацией закупок китайскими стальными компаниями.