Экспорт угля через порты Северо-Запада России вырос на треть

Высокие цены позволяют везти топливо в Азию вокруг Европы
Андрей Гордеев / Ведомости

Перевозки угля на экспорт по железной дороге в направлении портов Северо-Запада России выросли за первые 24 дня января 2023 г. на 32,9% к аналогичному периоду прошлого года. Об этом сообщил на брифинге 25 января заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. Данных по объему вывоза угля он не привел.

Шило отметил, что рост перевозок начался еще в конце 2022 г. По словам топ-менеджера, в III–IV квартале прошлого года отечественные угольные компании смогли решить логистические сложности, связанные с поиском судов и выбором оптимальных точек поставок.

«Начиная с октября 2022 г. мы увидели, как погрузка угля на Октябрьской железной дороге (обслуживает регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов. – «Ведомости») начала восстанавливаться. Сегодня все порты загружены по перерабатывающей способности на перевалку угля. Практически все компании, особенно крупные, смогли найти новых потребителей и договориться о стоимости доставки своей продукции», – сказал Шило.

Директор по логистике СУЭК, крупнейшего российского производителя и экспортера угля, Денис Рахимжанов подтвердил «Ведомостям» рост экспортных поставок на Северо-Запад. По его словам, в январе 2023 г. экспорт угля в этом направлении может составить 5,4 млн т, что выше уровня как декабря, так и января 2022 г.

Основные экспортные угольные терминалы на Северо-Западе России расположены в портах Усть-Луга и Мурманск. Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что в январе 2021 г., по данным Refinitiv, объем перевалки угля на экспорт в Усть-Луге достиг 3,8 млн т, в Мурманске – 1,1 млн т (данных за январь 2022 г. нет). Для сравнения: экспортная перевалка угля в Новороссийске за тот же месяц составила всего 449 000 т. Угольный терминал на Балтике также есть в порту Высоцк.

Объемы погрузки на железной дороге угля СУЭК на экспорт, говорит Рахимжанов, в январе 2023 г. в целом выросли на 20% к январю прошлого года. СУЭК, по словам топ-менеджера, и далее намерена наращивать объемы перевозок в северо-западном направлении. В частности, в направлении Мурманского порта рост по итогам 2023 г. может составить 20–25%.

В других крупных угольных компаниях не ответили на запросы «Ведомостей».

В начале апреля 2022 г. Евросоюз (ЕС) включил в пятый пакет санкций из-за СВО на Украине эмбарго на импорт российского угля, запрет действует с 10 августа. В результате российские угольные компании перенаправляют объемы на азиатский рынок («Ведомости» писали об этом 17 августа 2022 г.).

При этом отечественные угольщики вынуждены продавать продукцию за рубеж с существенным дисконтом. В июле, когда стоимость энергетического угля на глобальном рынке превышала $400/т, скидки на это топливо из России, по данным Центра развития энергетики, достигали $200/т (т. е. порядка 50%) относительно региональных бенчмарков, а в октябре выросли до 70% (см. номер от 7 октября 2022 г.).

По данным Минэнерго, экспорт угля из России в 2021 г. составил 223 млн т (+5,7% к 2020 г.). По итогам 2022 г. экспорт упал на 7%, сообщал 11 января вице-премьер Александр Новак. То есть поставки угля за рубеж за прошлый год составили около 207 млн т.

В марте 2022 г. правительство приостановило до 1 июля действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, которые в том числе обеспечивали приоритетный вывоз угля по Восточному полигону (БАМ и Транссиб). В результате монополия смогла отдавать предпочтение более маржинальным для нее грузам, например металлам. Это еще больше усилило конкуренцию грузоотправителей на Восточном полигоне, куда на фоне санкций в 2022 г. стали перенаправляться грузы, до этого экспортировавшиеся в Европу и Северную Америку.

С 1 июля 2022 г. правительство не возобновило действие ПНД, но установило квоты на приоритетный вывоз угля на восток для Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы. Добивалась приоритета на вывоз угля и Якутия. 

Ключевой фактор роста экспорта угля через северо-западные порты, по мнению Родионова, – острая конкуренция за доступ к инфраструктуре Восточного полигона. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов добавляет, что железнодорожные перевозки в направлении портов юга также выросли в связи с перестройкой логистики. В этих условиях, по его словам, РЖД при помощи тарифов стимулирует доставку грузов, включая уголь, по альтернативным направлениям. 

Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук обращает внимание, что в январе 2022 г. из-за высокой загрузки на Северо-Западном полигоне РЖД скорость перевозки «была недостаточной, чтобы удовлетворить все заявки на перевозку угля». Но после усиления антироссийских санкций из-за СВО другие грузы ушли с этого направления, и образовались резервы пропускной способности. 

Поставки угля из северо-западных портов, по словам Баранова, могут идти в первую очередь в страны Северной Африки и Ближнего Востока. СУЭК сейчас, по словам Рахимжанова, экспортирует уголь на Ближний Восток – в Марокко, Турцию и Израиль. Также из портов Северо-Запада поставки идут в Индию и Китай через Суэцкий канал.

Рахимжанов пояснил, что грузоотправители считают более перспективным в сложившихся условиях переориентацию грузопотоков на менее загруженные железнодорожные направления и порты, «даже несмотря на менее выгодные условия» такой логистики из-за роста транспортного плеча. «Все понимают, что на Восточном полигоне места всем и в полном объеме нет», – сказал он «Ведомостям».

«Дальнейшее увеличение экспорта угля через порты Северо-Запада будет зависеть от ситуации в экономике, уровня тарифов на перевозку угля по железной дороге и стоимости угля», – констатирует Баранов.

По данным руководителя управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, цены на энергетический уголь в ЕС сейчас составляют порядка $169/т, хотя на пике в 2022 г. на базисе CIF ARA (с доставкой в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена) он стоил $390/т. При этом стоимость фьючерсов на австралийский уголь (FOB Ньюкасл) сейчас находится на уровне $370/т. «Нельзя исключать, что порты Северо-Запада при такой разнице цен в Азии и Европе могут использоваться для экспорта российского угля в Азию», – рассуждает он.

Даже цена в $150/т, по оценке Родионова, является достаточно высокой и будет покрывать издержки при поставках в Азию через порты Северо-Запада России. Хотя такая логистика, безусловно, не является оптимальной, добавил он.