Экспорт железной руды в Европу из России в 2022 году упал в четыре раза

Покупатели сократили закупки, несмотря на отсутствие санкций
Экспорт железорудного сырья (ЖРС) на восток может сдерживаться ростом стоимости перевозок, большими расстояниями и высоким курсом рубля при относительно низких ценах на поставляемое сырье/ Донат Сорокин / ТАСС

Объем экспорта железорудного концентрата и окатышей из России в Европу сократился в 2022 г. в 4 раза до 2,9 млн т. Об этом свидетельствуют расчеты отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI; является поставщиком информации для расчета акциза на сталь для ФАС и мониторинга рынка для Минфина РФ), предоставленные «Ведомостям».

Вывоз концентрата упал в 8,5 раза до 0,2 млн т, а окатышей – в 3,7 раза до 2,7 млн т. Экспорт железорудной продукции снизился даже несмотря на то, что российское сырье, которое используется в производстве стали, не подпало в 2022 г. под санкции ЕС. Но экспорт в Европу премиального железорудного продукта – горячебрикетированного железа (ГБЖ) – уменьшился менее значительно: лишь на 7% до 2,5 млн т.

Общие объемы экспорта железорудного концентрата и окатышей из России упали в 2022 г. на 39% до 13,6 млн т.

Горно-обогатительные комбинаты центральноевропейской части РФ, традиционно ориентированные на поставки железорудных окатышей в страны Европы, не смогли полностью переориентировать свои объемы на китайский рынок, следует из данных MMI.

По данным агентства, экспорт окатышей из России в Китай в 2022 г. вырос в 3 раза до 1,5 млн т. Но вывоз российского железорудного концентрата в страну упал на 2,5% до 7,8 млн т. Концентрат экспортировали в Китай дальневосточные производители, поясняют в MMI.

Представитель «Северстали» сказал «Ведомостям», что до введения санкций ЕС в отношении основного акционера (Алексей Мордашов подпал под санкции уже 28 февраля 2022 г. – «Ведомости») компания поставляла окатыши в Европу, в основном в Финляндию, что было удобно в силу географического расположения производства (предприятие «Карельский окатыш» «Северстали» расположено в Карелии. – «Ведомости»). «Однако после введения санкций эти поставки прекратились», – пояснил он.

Представитель «Северстали» не уточнил конкретные объемы поставок до санкций и то, куда они были перенаправлены.

«Ведомости» направили запросы представителю крупнейшего производителя железорудной продукции в России – «Металлоинвеста» (активы в Курской и Белгородской областях), а также в пресс-службы «Еврохима» (владеет Ковдорским ГОКом в Мурманской области) и IRC (владеет Кимкано-Сутарским ГОКом в Еврейской АО).

По мнению руководителя управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, снижение поставок окатышей и концентрата в Европу объясняется закрытием значительного объема доменно-конверторных мощностей в ЕС во II–III кварталах 2022 г. из-за роста цен на газ и электричество.

По данным Всемирной ассоциации стали (Worldsteel), производство стали в ЕС в январе – ноябре 2022 г. сократилось в годовом выражении на 10% до 127,4 млн т.

В то же время, по словам Красноженова, падение поставок ГБЖ в Европу было не таким сильным, так как этот продукт поставляется на предприятия, где сталь выплавляется в менее энергоемких электродуговых печах. Таким образом, в сегменте электрометаллургии в Европе уровень производства сохранялся на относительно стабильном уровне, поясняет эксперт.

Комментируя то, почему ГОКи центральноевропейской части России не перенаправили свои поставки окатышей из Европы в Китай, директор по развитию MMI Илья Коломеец приводит несколько аргументов. «Доменные печи на многих европейских предприятиях рассчитаны на высокую долю окатышей в шихте (от 40 до 100%), а средний уровень доли окатышей в доменной шихте китайских потребителей составляет около 15%», – поясняет эксперт.

Кроме того, переориентация на Китай была затруднена в связи с падением цен на окатыши в середине 2022 г., когда они при импорте в Китай снижались до $122–125/т, и существенным ростом стоимости фрахтовых ставок морских перевозок, говорит Коломеец. Перенос поставок на железнодорожную сеть также был невозможен из-за перегруженности погранпереходов в дальневосточной части РФ, добавляет он.

«Экспорт железорудного сырья (ЖРС) на восток может сдерживаться ростом стоимости перевозок, большими расстояниями и высоким курсом рубля при относительно низких ценах на поставляемое сырье», – соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Кроме того, как отмечает Коломеец, традиционные «зимние производственные ограничения» со стороны китайских властей, связанные с экологией, в этом году так и не были анонсированы, что позволяет китайским металлургам продолжать использовать более дешевую рудную мелочь в шихте, заменяя кусковую руду и окатыши. Это ведет к увеличению выбросов, но повышает доходность производства стали, которая в стране сейчас отрицательная либо находится около нуля в связи с текущим соотношением цен на сталь и сырье. По данным Альфа-банка, спотовые цены на железную руду на этой неделе достигли максимума за последние семь месяцев, превысив $128/т на базисе CFR Китай.

Аналитики MMI ожидают в 2023 г. «некоторого» увеличения экспорта ЖРС из РФ на фоне низкой базы 2022 г. По словам Коломейца, возобновление поставок в Европу в прежних объемах маловероятно, но в Китай продажи могут быть увеличены. «Если ожидаемый с учетом стимулирования китайских властей рост экономики КНР произойдет, это может потребовать дополнительных объемов импортного ЖРС», – говорит он. Кроме того, улучшить экспортные перспективы российских поставщиков могут стабилизация и отлаживание логистических маршрутов, отмечает эксперт.

По мнению Калачева, ослабление рубля и оживление спроса в Китае после снятия антиковидных ограничений должны поддержать рост экспорта ЖРС в КНР в 2023 г. «Но сдерживать его будут ограничения по пропускной способности железных дорог и возможный рост тарифов РЖД на перевозку ЖРС на экспорт», – предупреждает он.

В будущем Россия может увеличить поставки ЖРС в Китай, соглашается Красноженов, так как Китай «заинтересован в максимальной диверсификации поставок руды от основных производителей в Австралии и Бразилии». «С учетом роста спроса на ЖРС в Китае после снятия пандемических ограничений и роста инвестиций в строительный сектор и инфраструктуру мы ожидаем положительной динамики цен на руду в ближайшие месяцы», – подчеркивает эксперт.