Суд разрешил «Яндексу» использовать слово «афиша»

Роспатент теперь должен восстановить регистрацию товарного знака «Яндекс Афиша»
Евгений Разумный / Ведомости

Суд по интеллектуальным правам (СИП) 7 февраля 2023 г. отменил решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) 2020 г. о признании регистрации товарного знака (ТЗ) «Яндекс Афиша» недействительной. Роспатент будет обязан ее восстановить, после того как будет выпущено решение суда.

Истцом по делу выступило ООО «Яндекс» – российское юрлицо компании «Яндекс». В качестве третьего лица к делу было привлечено ООО «Компания Афиша» (принадлежит «дочке» «Сбера» – «Сберинтертейменту»), которое владеет правами на товарный знак «Афиша» с 2001 г. (всего 42 класса услуг). А в качестве иного лица – Роспатент.

«Яндекс Афиша», по ее собственным данным, занимает 40% рынка билетных сервисов и является его лидером. Весь рынок афишных исполнительских мероприятий в 2021 г., по данным отраслевого информагентства InterMedia, составил 191,1 млрд руб.

«Компания Афиша» под брендом «Афиша» развивает билетный сервис, мобильное приложение, «Афиша daily» и летний фестиваль «Пикник «Афиши» (последний раз проводился в 2019 г.). В 2021 г. выручка ООО «Компания Афиша» составила 226,5 млн руб., а чистый убыток – 47,9 млн руб., следует из базы «СПАРК-Интерфакс».

«Яндекс» ведет спор об отмене регистрации товарного знака «Яндекс Афиша» с 2020 г., когда служба по интеллектуальной собственности аннулировала его по жалобе ООО «Компания Афиша». В своем решении Роспатент отметил, что ТЗ схожи по звуковому и смысловому факторам. В 2020 г. СИП отказал «Яндексу» в признании недействительным решения Роспатента. Но в декабре 2021 г. президиум СИПа отменил решение первой инстанции и отправил дело на пересмотр. В кассационной инстанции отметили, что суду необходимо разобраться, воспринимают ли потребители слово «Афиша» как товарный знак ООО «Компания Афиша», а также представляет ли собой обозначение «Афиша» «единую лексическую и синтаксическую конструкцию».

В качестве доказательства своей правоты представители «Яндекса» приложили к делу заключение по соцопросу Лаборатории социологической экспертизы РАН, отметили юристы компании на заседании 7 февраля. Его результаты, по их словам, показали, что абсолютное большинство потребителей знает «Яндекс Афишу» как товарный знак, обозначающий интернет-сервис по продаже билетов. Также «Яндекс» представил суду отчет о результатах опроса ВЦИОМа, согласно которому слово «афиша» большинство россиян воспринимают в значении «объявление, прежде всего бумажное».

В компании «Яндекс» от комментариев отказались. «Компания Афиша» не ответила на запрос «Ведомостей» на момент публикации статьи. 

Для бизнеса «Компании Афиша» это решение СИП представляет опасность, поскольку ее ключевой товарный знак сильно теряет в ценности, считает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. «В результате может появиться целый ряд новых брендов со словом «афиша» в названии, которые со временем можно будет зарегистрировать как новые товарные знаки», – объясняет он. При этом само обозначение «Афиша», по словам Кравченко, вероятно, перестанет однозначно ассоциироваться с одноименной компанией и ее сервисами.

Решение суда может негативно повлиять на бренд компании «Афиша», считает и управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев: «Названия похожи, и в борьбе за пользователей победит тот, у кого будет лучше сервис, больше каналов продвижения».

Негативный эффект решение СИПа может оказать только на новую аудиторию, говорит управляющий партнер коммуникационной группы PRT Глеб Сахрай: «Во-первых, люди уже привыкли разделять, когда наименование «Афиша» означает самостоятельный бренд, а когда – отдельную категорию медиапродуктов. А во-вторых, это медиа имеет лояльное ядро аудитории».

Но ставить точку в этом деле пока рано, считает член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. Выше СИПа, как поясняет он, стоит вторая кассация – Верховный суд, а это значит, что заявитель выиграл важный раунд, но не весь бой.