Оснащение Superjet российскими двигателями будет сопоставимо с остаточной стоимостью самолета

Целесообразность этого шага в свете подготовки SSJ New остается под вопросом
Работы по изготовлению опытных экземпляров SSJ New с двигателями ПД-8 планируется выполнить в 2022 и 2023 гг./ Максим Стулов / Ведомости

Замена франко-российских двигателей SaM146 на самолете Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) на отечественные ПД-8, включая стоимость самих турбин, сопоставима с остаточной стоимостью этого самолета. Об этом сказал «Ведомостям» глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023.

Технически ремоторизацию SSJ100 реализовать возможно, нерешенные вопросы с авиакомпаниями и государством – экономические, подчеркнул глава ОАК. В частности, это «значительная стоимость» новых ПД-8, сказал он. «Поэтому при остаточной стоимости самолета, к примеру, в 500 млн руб. нужно будет на сопоставимую сумму – если не больше – купить еще и новые комплектующие», – пояснил Слюсарь. Авиакомпании хотят, чтобы в России научились делать капитальный ремонт SaM146, отметил он. Сейчас российские специалисты, по его словам, работают над освоением так называемой горячей части (газогенератора) этого двигателя.

SSJ100 – российский региональный пассажирский самолет вместимостью до 108 мест, находится в эксплуатации с 2011 г. Сейчас у российских перевозчиков 150 таких воздушных судов (ВС), напомнил Слюсарь. Естественное выбытие самолетов из эксплуатации должно быть синхронизировано с естественным выбытием двигателей, подчеркнул он. По словам Слюсаря, в резерве пока есть несколько десятков двигателей SaM146. Но на импортозамещенные SSJ New их ставить не планируют, так как эти двигатели нужны для поддержания исправности текущего парка.

SaM146 – это проект кооперации французского концерна Safran и российского НПО «Сатурн», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) «Ростеха». До марта 2022 г. эти двигатели выпускало и обслуживало СП PowerJet на мощностях «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Ремонт горячей части двигателя был возможен только во Франции. SaM146 устанавливали лишь на один тип ВС – SSJ100. Отечественный двигатель ПД-8 от «ОДК-Сатурн» должен заменить SaM146 в новых самолетах, но он пока не сертифицирован.

Safran отвечал за технологически наиболее сложную часть этого двигателя, где происходит сгорание топлива, рассказал независимый авиаэксперт Алексей Комаров. Технологии по проектированию и производству этой части России не передавались, отметил он. Турбина горячей части, камеры сгорания и другие элементы требуют очень высоких технологий, говорит Комаров. По его словам, воспроизвести их можно, но добиться тех же характеристик по надежности, безопасности и ресурсу будет сложно.

«Это очень большие расходы на проектирование и производство, техподготовку и, возможно, разработку дополнительных материалов и покрытий. В этом нет большого смысла», – подытожил Комаров.

В декабре вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров говорил в интервью «Ведомостям», что замена двигателей SaM146 на самолетах SSJ100 на российские ПД-8 пока не предусмотрена. «У нас с 2024 г. должен появиться SSJ New, он предполагает использование двигателей ПД-8. Мы изначально не закладывали бюджетные ресурсы на то, чтобы проводить конструкторские работы и сертификацию этих двигателей на старый Superjet», – сказал Мантуров.

Минимальная стоимость SSJ New для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд руб. ($33 млн по текущему курсу), следует из инвестпроекта льготного лизинга российских ВС, который утвердил премьер-министр Михаил Мишустин 11 января.

Работы по изготовлению опытных экземпляров SSJ New с двигателями ПД-8 планируется выполнить в 2022 и 2023 гг., говорится в новой программе развития авиаотрасли до 2030 г. Завершение сертификации нового самолета запланировано на 2023 г., тогда же будут выпущены первые шесть ПД-8. Серийное производство новых турбин – по 44 единицы в год – должно стартовать в 2024 г. Всего к 2030 г. планируется выпустить 314 двигателей ПД-8.

Из имеющихся в парках российских эксплуатантов 150 самолетов SSJ100 есть как те, что летают более 10 лет, так и те, которые были поставлены в прошлом году, напомнил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Если через 2–3 года они прекратят полеты, то вопрос будет звучать предельно просто: чьи убытки?» – считает эксперт.

Помимо ремонта двигателей SaM146 необходимо освоить ремонт и диагностику радиоэлектронного бортового оборудования SSJ100, что также представляет серьезную сложность, говорит Пантелеев. Для промышленности сейчас задача по созданию импортозамещенной модификации SSJ New является приоритетной и более значимой, чем решение вопросов, связанных с продолжением эксплуатации имеющихся SSJ100, подчеркнул он.