Металлурги хотят фингарантий при заказе отечественного оборудования

Компании привыкли к такому инструменту при работе с иностранными поставщиками
Андрей Гордеев / Ведомости

Государственный научный центр ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина», участвующий в реализации планов Минпромторга по импортозамещению иностранного оборудования для металлургов, столкнулся с необходимостью привлечения финансовых гарантий при его проектировании. Об этом журналистам рассказал 8 февраля 2023 г. гендиректор ФГУПа Виктор Семенов.

«Для развития отечественного инжиниринга необходимо на федеральном уровне решать вопрос поддержки значимых для государства проектов в части выдачи инжиниринговым компаниям фингарантий», – отметил он.

По словам представителя ЦНИИчермета, этот вопрос планируется обсуждать с Минпромторгом. Как он поясняет, каждая иностранная компания, которая раньше поставляла оборудование металлургам, давала фингарантии «на случай недостижения производственного результата», для чего привлекались финансовые институты.

По словам источника «Ведомостей» в одной из металлургических компаний, по сложившейся международной практике в контракте на поставку металлургического оборудования закладывается неустойка за невыполнение производственных показателей, которая может достигать 5–10% от общей стоимости контракта. Как поясняет собеседник, у проектировщиков оборудования «нет права на ошибку»: нельзя закупить один дорогостоящий агрегат, чтобы потом разочароваться в нем и заменить его на другой, в таком случае придется менять весь производственный комплекс.

Финансовые (банковские) гарантии, о которых идет речь, – это, по сути, страховка на случай выплаты такого штрафа, говорит источник «Ведомостей». «Российские металлурги не могут себе позволить отказаться от такой практики, особенно сегодня, когда при реализации инвестпрограмм важен каждый рубль», – подчеркивает он.

«И этот вопрос [о гарантиях для уплаты неустойки] задают нам теперь наши металлурги, а у нас нет такого отработанного механизма», – подчеркивает представитель ЦНИИчермета, добавляя, что без господдержки организовать его невозможно. По его словам, при обороте ФГУПа в 1,5 млрд руб. в 2022 г. банки не могут давать гарантии выше этой суммы.

Практически все оборудование для российской металлургии импортировалось из недружественных стран, в основном из Европы, следует из разработанной Минпромторгом стратегии развития металлургии до 2030 г. После начала СВО на Украине зарубежные поставщики приостановили деятельность на российском рынке, включая сервисное обслуживание. Агрегаты, произведенные в Азии, уступают ему по своим техническим характеристикам, в связи с чем одним из ключевых решений является развитие российской машиностроительной базы, отмечалось в документе.

Производить импортозамещающее оборудование ЦНИИчермет планирует на отечественных машиностроительных заводах, а также на самих металлургических комбинатах. Как пояснил Семенов, сегодня металлурги настолько развили ремонтные подразделения, что сами стали крупными машиностроительными предприятиями. На ММК и НЛМК, по его словам, в этих подразделениях работает по несколько тысяч человек. «Сегодня мы совместно с ММК участвуем в развитии машиностроительного подразделения компании, обсуждаем такое сотрудничество в том числе с ремонтным производством НЛМК», – перечисляет он.

ЦНИИчермет предлагает металлургам развивать эти подразделения с использованием своих инжиниринговых решений. Для этого в институте создан научно-инжиниринговый центр, который объединяет все его технологические и конструкторские службы. По словам Семенова, сегодня сотрудничество идет по ремонту и модернизации производственных агрегатов и организации крупноузлового производства. Но, по его прогнозу, в течение 3–5 лет можно будет выпускать современное оборудование для модернизации комбинатов.

Представитель Минпромторга напомнил, что ведомство сформировало шесть комитетов по ключевым отраслям промышленности, в них входят 12 индустриальных центров компетенций, в том числе по направлению «Металлургия». Вопрос фингарантий представитель министерства не прокомментировал.

«Ведомости» также направили запрос в пресс-службу Минфина и в крупнейшие металлургические компании – «Северсталь», ММК, НЛМК, Evraz, ОМК и ТМК.

Исполнительный директор НРА Сергей Гришунин оценивает объем госинвестиций в механизм предоставления гарантий при проектировании оборудования для металлургов «на первых порах» в 20–35 млрд руб. в год. «Другим способом [решения возникшей проблемы] было бы сотрудничество с госбанками в рамках программ проектного финансирования, где затраты на гарантию брал бы на себя банк, компенсируя свои издержки через механизм распределения избыточной доходности в случае успешной реализации проекта», – рассуждает эксперт.

«Сегодня наблюдаются отдельные устойчивые тренды на создание собственных продуктов, необходимых отрасли», – говорит источник в металлургической компании. Так, уверенно развивается производство прокатных валков, в России исторически высокие компетенции в части доменного производства, выпуска оборудования для отдельных видов непрерывной разливки стали, производства различного вида печей, перечисляет он. Но по многим видам продукции даже при наличии собственных компетенций машиностроители не накопили достаточного объема так называемых референсов – т. е. отсылок к уже произведенному и действующему оборудованию.

По словам Семенова, также существует проблема с созданием систем управления, радиоэлектроники для металлургического оборудования. На крайний случай, по его словам, системы управления можно закупать в Китае, Индии, Южной Корее.

Системы управления – наиболее слабое звено отечественного машиностроения, соглашается Гришунин. «Пока перспективы видятся во внедрении решений на китайской и индийской компонентной базе», – заключает эксперт.

На сегодняшний день уже поддержано 14 проектов от лидеров металлургической отрасли, призванных обеспечить критические потребности отрасли, говорит представитель Минпромторга. Все они направлены на различные сегменты производственного процесса, в том числе системы управления производством и технологическими процессами, продолжает он.